Библиотечные продукты и услуги. Бесплатные услуги Услуги предоставляемые в библиотеке в каком документе


Информационно-аналитические услуги составляют значительный процент в пределах общего понятия"информационные услуги", т.к. процесс и результата их создания присущи именно методы и средства"информац ной аналитики"(см. мод 1ки" (див. мод. 1).

Попытки разработки классификации информационных продуктов и услуг предпринимались неоднократно, сначала в библиотечной, а затем и в сфере научно-информационной деятельности. Основным недостатком"библиотечных"класс сификаций оказалось их ограничения рамками только тех услуг, которые предлагается библиотеками. Подробный анализ предлагаемых различными авторами классификаций библиотечных услуг в монографии. МЯ. Дворкина"Библи отечное обслуживание: теоретический аспект"приводится обобщенное систематизированное трактовки авторской классификации услуг, предоставляемых библиотекой .

. Документные услуги обеспечивают доступ к изданиям, архивных документов, музейных предметов на различных носителях (бумажных, электронных, компакт-дисках, аудио - и видеокассетах, микро картах и??т.п.) на разных языках или в режиме р реального времени (on-line), в режиме отложенного времени (через электронную почту,"бронирование"), для ознакомления и временного пользования (абонемент, читальный зал,. МБА, экспозиции и т.д.), для постийног в пользование (копирование на различные носители текстов, продажа документов, копий, электронная доставка документов -. ЭДДтів -. ЕДД).

. Справочные услуги предоставляют доступ к библиографическим, фактографических, концептографичних банков и баз данных, и отвечают (форма-справка) на библиографические и фактографические запросы пользователей устно, письменно, в режиме o on-line и по электронной почт.

. Должны услуги предлагают сообщение об актуальных событиях и темы, предоставляют рекламную информацию, сообщают о новых изданиях и прочее

ориентирующих (учебно-консультационные) услуги способствуют. Ознакомление пользователей с возможностями доступа к информации устно, в режиме on-line и по электронной почте (формы: консультация, лекция, урок, компьютерные курсы и др.)

. Исследовательские услуги (формы: предоставление аналитической справки, аналитического обзора, маркетингового исследования, материалов рекламного анализа, рейтинговой информации, прогнозного исследования и др.) доводят до пользователей ана. Ализ ситуации в интересующей сфері.

Автор также выделяет организационно-вспомогательные услуги: распространение и прокат баз данных, организацию пунктов обслуживания, в тч библиотечных, компьютерных, передачу факса; прием запросов по телефону, электронной почте; запись информации на дискеты пользователей; переплетные работы и др.; комплексные услуги - обслуживание по договорам с предоставлением различных услуг по выбору заказчика .

Уточнение термина"библиотечное обслуживание"и"библиотечный сервис"в современных условиях внедрения. Интернет-технологий, осуществлено в диссертационном исследовании. Соловьяненко. Д. В . Так, автор в своей оих выводах отмечает, что требует разработки концепция виртуализации библиотечных услуг, которая бы включала в себя четкие стандарты предоставления библиотечного. Интернет-сервиса (БИС) - определение услуг, которые библиотеки могут (должны) оказывать через. Интернет /. Экстранет /. Интранет-сети, перечень форм и методов предоставления таких услуг, нормативно-правовой статус субъектов онлайнового взаимодействия, ответственность в. Орин, нормы контроля количественных и качественных показателей предоставления сервиса". Что же касается предоставления библиотечного сервиса, по мнению автора,"отечественные библиотеки сегодня используют не все мои жливости, которые предоставляют. Интернет-технологии. В основном, для обслуживания пользователей пока широко используются только две самые популярные службы. Интернет - электронная почта и"всемирной паутине я"(WWW). В то же время другие технологии (услуги. Интернет), в частности, технологии обмена мгновенными сообщениями, беспроводного доступа в. Интернет, службы проведения телеконференций и т.д., также могут успешно внедряться для предоставления пользователям библиотечного сервиса".

В продолжение тезиса, высказанного. Соловьяненко. Д. В и с целью уточнения понятия"библиотечное обслуживание"-"библиотечный сервис"в условиях развития. Интернет-пространства, заметим следующее. Ввод в на ауковий обращение англоязычных терминов, в частности,"библиотечный сервис"(Library service), распространение обслуживающих возможностей электронных библиотек через новые коммуникации, технологии, программное и лингвист ичне обеспечения систем обслуживания, через использование технологий международных сетей, в частности. Интернет-технологий и сервисов: WWW-сервисов, e-mail (электронная почта), форумов, чатов и т.д., а также применения профессиональных. Интернет-сервисов: автоматизированного. МБА и электронной доставки документов - все эти обстоятельства позволяют заменить понятие"библиотечная услуга"напоняття "бібліотечна послуга" на "библиотечный сервис" . Сложилось мнение, что в профессиональной библиотечный практике следует употреблять понятие"библиотечный сервис"вместо"услуги", основанной на интенсивном проникновении. Интернет-технологий и сервисов (программ м), которые меняют не только терминологию с"услуги"на"сервис", но и существенно обновляют и развивают содержание"сервиса", придавая ему признаков"виртуальной услуги"и комплекса"традиционных"и"виртуальный х"услуг, направленных на повышение их оперативности и эффективности исп; послуг, що спрямовані на підвищення їх оперативності та ефективності виконання.

По аналогии допустимо использовать"информационный сервис"вместо понятия"информационная услуга"

Итак информационное (и информационно-аналитическое) обслуживание трактуется как область профессиональной информационной деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных информационных потребностей

По способу удовлетворения информационных потребностей информационное обслуживание подразделяется на:

o документальное в процессе которого специалистам предоставляются первичные документы, необходимые факты и концепции из которых специалисты добывают самостоятельно;

o фактографическое путем непосредственного представления фактов и концепций (минуя первичные документы);

o концептографичне - путем представления им развернутой или интерпретированной информации

РАЗДЕЛ 3

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Section 3

INFORMATION AND ANALYTICAL PROVIDING SPHERE OF CULTURE: CURRENT STATE AND PROSPECTS

УДК 002.55/.56:303.64:027.53

А. В. Горбунова

Информационно-аналитическая деятельность

служб информации по культуре и искусству центральных библиотек субъектов РФ: из опыта последних лет

Информационно-аналитическая продукция и информационные услуги центров научной информации по культуре и искусству центральных библиотек регионов России. Группы потребителей аналитической продукции и степень выраженности информационных потребностей.

Ключевые слова: информационная продукция, аналитическая продукция, информационные услуги, информационные центры, информация по культуре и искусству, информационные потребности, потребители информации, центральные библиотеки, регионы России

Anna V. Gorbunova

Information and analytical activities of information centers on culture and art of the central libraries of regions of Russia

Information and analytical products, information services of information centers in culture and art in the central libraries of regions of Russia. Target groups of consumers of analytical production.The level of information needs of users.

Keywords: information products, analytical production, information services, information centers, information on culture and art, information needs, consumers of information, central libraries, regions of Russia

Методическая группа НИЦ Информкультура РГБ занималась наблюдением за информационно-аналитической деятельностью в сфере культуры более 40 лет. Первые аналитические материалы о работе библиотек отрасли были созданы в начале 1980-х гг. В них были отражены результаты десятилетнего строительства системы научной информации по культуре, которая с самого начала базировалась на службах информации по культуре и искусству (СНИКИ) в центральных региональных библиотеках. В 1987 г. и в 1990-е гг. выходили аналитические справки, отражав-

шие новые реалии перестройки и постсоветского периода. В 2009 г. Российская государственная библиотека выпустила обзор «Состояние информационной работы по культуре и искусству в универсальных научных библиотеках»1, в котором обобщался опыт информационно-аналитической работы библиотек 2000-х гг. В предлагаемой статье предполагается дополнить его данными письменного и устного опроса специалистов примерно 40 центральных библиотек субъектов Российской Федерации (2013, 2015 гг.), анализа публикаций (2012-2015 гг.), отчетов библиотек с сайта «Центральные библиотеки субъектов РФ: корпоративная полнотекстовая база данных для профессионалов»2, материалов других интернет-ресурсов3. Большинство примеров приводятся по справкам, отчетам, ответам на вопросы анкеты «Выявление положительных примеров подготовки информационно-аналитических, статистических и проектных материалов по различным направлениям деятельности учреждений культуры в регионах РФ» (2015 г.).

Формы участия библиотек в информационной деятельности. Самым важным вопросом, на который мы хотели получить ответ, был вопрос о том, как изменилось в последнее время представление библиотек о формах участия в информационной деятельности. Суммируя ответы можно отметить, что по-прежнему на первое место большинством библиотек (примерно две трети от числа принявших участие в опросе) ставится индивидуальное и групповое информирование (разовое; абонентов ДОР и ИРИ). Почти вся оставшаяся треть на первом месте приводит создание ресурсной базы (фонды, СПА в традиционном и электронном виде). На третьем месте практически все библиотеки называют проведение массовых мероприятий информационной и образовательной направленности.

Затем появляется новое: активно занимаясь издательской деятельностью, все большее количество библиотек начали вычленять ее из ресурсной базы как самостоятельную форму (в т.ч. НБ Республики Бурятия, Ленинградская ОУНБ, Сахалинская ОУНБ и др.). И совершенно новым в сравнении с 2009 г. стало то, что многие библиотеки упоминают в качестве отдельной формы предоставление доступа к собственным, сторонним ресурсам и услугам в сети Интернет. Например, Самарская ОУНБ выделяет удовлетворение информационных потребностей пользователей, в т.ч. в виртуальной среде; НБ Республики Бурятия - организацию доступа к удаленным отечественным, зарубежным информационным ресурсам, а также собственным; НБ Республики Дагестан - доступ к электронным базам данных.

Две библиотеки (Рязанская ОУНБ и ГУНБ Красноярского края) идут дальше по пути осмысления роли интернет-технологий в своей работе: и в общий ряд форм информационной деятельности ставят работу в социальных сетях. ГУНБ Красноярского края описывает это так: «Организация деятельности в социальных сетях: блог библиотеки „День за днем, книга за книгой", 5 групп библиотеки „ВКонтакте", в т.ч. краеведческие „Красноярские истории" и „Книжные КРАЙности"».

Нельзя не упомянуть об интересном собственном подходе, который предложила в полученной нами справке заместитель директора по научно-методической работе Краснодарской КУНБ И. И. Малевинская, выделив три формы: стационарная, внестационарная (пункты выдачи) и виртуальная (сайт библиотеки).

Индивидуальное и групповое информирование. На первом месте по результатам письменного опроса оказалось индивидуальное и групповое информирование. Потребность разных групп потребителей в информационно-аналитическом обслуживании по оценкам библиотек, полученным нами в 2013 г., представлена в таблице 1.

Табл. 1. Потребности разных групп потребителей в информационно-аналитическом обслуживании по оценкам библиотек (результаты письменного опроса, 2013 г.)

Потребители ВЫСОКАЯ СРЕДНЯЯ НИЗКАЯ ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ

Законодательная власть 23% 27% 27% 23%

Исполнительная власть 53% 17% 17% 13%

Учреждения культуры 37% 37% 9% 17%

ВУЗы 36% 33% 10% 31%

СМИ 33% 23% 23% 31%

Политические партии - 27% 27% 46%

Религиозные организации - 10% 23% 67%

Общественныеорганизации - 13% 27% 60%

Бизнес - - 37% 63%

Самые высокие цифры - у исполнительной власти, работников учреждений культуры, вузов. В 2000-е появилась новая группа потребителей аналитики (общественные, религиозные организации, бизнес), но их потребности, по мнению библиотек, по-прежнему невелики.

Выполнение запросов по тематике культуры в режимах ДОР, ИРИ, «запрос-ответ» отмечают почти все библиотеки, отвечавшие на вопросы анкеты, в том числе и те, в которых нет специальных отделов и секторов информации по культуре. Вместе с тем, значительное уменьшение количества подразделений информации по культуре привело к сокращению количества абонентов ДОР и ИРИ. Передача этих функций специалистам широкого профиля вряд ли способствует поддержанию прежнего качества информирования. Косвенным свидетельством этого является сокращение количества библиотек, осуществляющих информационное сопрово-

ждение НИР в учреждениях региона. В опросных листах 2015 г. ни одна библиотека не указала это направление информационно-аналитической деятельности (рис. 1.).

Электронные презентации Аналитические справки, обзоры, отчеты Тематические подборки, досье Обзоры,дайджесты периодики Библиографические списки, указатели

0% 20% 40% 60% 80% 100% 120% Рис. 1. Видовой состав аналитических материалов (результаты опроса 2015 г.)

Особой группой информационно-аналитического обслуживания являются представители законодательной и исполнительной власти. Самую большую, как было показано в таблице 1, составляют руководители и специалисты министерств и управлений культуры. Для их обслуживания подготавливаются все перечисленные виды информационной продукции, как традиционные, так и сравнительно новые (например, электронные презентации).

Традиционные, основанные на постоянном мониторинге потока литературы, перечисляет в своей справке, например, Смоленская ОУНБ: новые поступления в фонд библиотеки «Работникам культуры, искусства и творческих союзов»; списки публикаций по текущим материалам региональной прессы; систематический список неопубликованных документов, поступивших в фонд СНИКИ.

Об активном использовании информационного потенциала библиотек органами власти ряда регионов говорят также следующие примеры:

СНИКИ Краснодарской КУНБ сообщает о том, что большая работа проводится сектором для Министерства культуры края по подготовке аналитических справок, тематических подборок по проблематике культуры и искусства, электронных презентаций. В том числе, только к коллегиям краевого министерства ежегодно подготавливается 20-30 материалов. Например, в 2014 г. были подготовлены материалы по следующим темам: «Изучение кубанского фольклора», «Кубанская ярмарка», «Кинотеатры Екатеринодара», «Культура и искусство 18 века. Екатерининские балы»;

Ульяновская ОУНБ пишет о подготовке в 2014 г. 93 аналитических материалов по запросам Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, партии «Единая Россия», иных ведомств.

Мониторинг библиотечной сферы региона. Помимо текущего информирования, методические и информационные подразделения центральных региональных библиотек проводят по заданиям министерств и управлений культуры исследования (мониторинги) состояния библиотечной сети регионов. Анализ полученных в этом году материалов показывает, что доверие к ним, как к организациям, способным выполнять такую работу, за последние годы значительно выросло (в сравнении с концом 2000-х годов).

В частности, НБ Чувашской Республики в полученной нами справке пишет о проведении ежеквартального мониторинга по следующим показателям: комплектование документных фондов; библиотечные кадры, техническое оснащение, компьютерный парк, обеспечение доступа в Интернет публичных библиотек республики; обеспечение компьютерной грамотности муниципальными библиотеками Чувашской Республики. По итогам года составляются аналитические справки по организации библиотечного обслуживания населения 21 районов и 5 городов республики.

НБ Республики Бурятия с 2001 г. издает аналитический обзор, посвященный библиотекам республики. Особое внимание уделяется библиотекой наблюдению за доступностью библиотечных услуг (мониторинг «Анализ соответствия сети муниципальных библиотек РБ социальным нормативам, утвержденным Правительством Российской Федерации»), информатизацией и состоянием кадров библиотек.

Волгоградская ОУНБ приводит следующую информацию: «В течение 2014 г. в рамках отчетной кампании производился сбор форм квартальной статистической отчетности, на их основе ежеквартально создается "Сводный статистический отчет о деятельности муниципальных библиотек области за... квартал... года". <...> По итогам анализа данных за год издаются аналитические издания - "Библиотеки Волгоградской области в цифрах и диаграммах" и еще 4, посвященных разным аспектам деятельности муниципальных библиотек».

К чести наших коллег из РНБ нужно отметить, что активизации изучения деятельности муниципальных библиотек, оформлению ее результатов и представлению широкому кругу специалистов послужил проводимый ими конкурс библиотечной аналитики. Очередной конкурс стартовал 1 марта 2015 г., предлагается перейти от формы аналитического обзора к аналитическому докладу. При этом к Положению о конкурсе прилагаются тщательно проработанные «Методические рекомендации по подготовке ежегодного доклада о деятельности муниципальных библиотек субъекта Российской Федерации».

Создание ресурсной базы. Государственная поддержка создания электронных библиотек и других ресурсных проектов привела к мощному всплеску творческой активности библиотек именно в создании ресурсов по культуре и, в первую очередь, краеведческой направленности. В той или иной мере в этой работе участвуют самые разные подразделения библиотеки. Во многих библиотеках созданы

и функционируют информационно-ресурсные центры, непосредственно отвечающие за техническую, а иногда и содержательную сторону этой работы. Анализ публикаций последних лет и материалов анкетирования показывает, что все мы присутствуем на пике этой деятельности, и очень хотелось бы надеяться, что сокращение государственных программ не остановит активность библиотек в этой направлении.

По данным последнего опроса, библиотеки для специалистов сферы культуры формируют следующие информационные ресурсы:

Специализированные фонды и СПА к ним;

Печатные и электронные каталоги и картотеки, базы данных (библиографические, фактографические, справочные);

Тематические досье (в т.ч., в электронной форме);

Электронные библиотеки и базы данных, включающие полнотекстовую информацию;

Печатные и электронные издания, публикации;

Электронные презентации;

Виртуальные выставки;

Интернет-проекты, включающие информационные сайты, порталы, представляющие на своих страницах все виды электронной продукции библиотек.

Для отделов, секторов информации по культуре и искусству создание электронного каталога, коллекций, баз данных библиографической, фактографической и полнотекстовой информации всегда было важнейшим направлением работы. Определенное развитие это направление получило и в последние годы. Необходимо отметить, что и здесь наиболее серьезные проекты реализуются с целью сохранения и продвижения региональной информации и сохранения культурного наследия.

Например, Сахалинская ОУНБ в рамках региональной программы «Доступная среда в Сахалинской области на 2013-2018 годы» реализует сразу три проекта. Один из них - мультимедийный архив «Писатели Сахалина и Курил» по формированию коллекции видеофильмов о жизни и творчестве писателей области. Две библиографические базы данных «Культура и искусство Владивостока» и «Культура Приморья» поддерживаются Приморской КПБ. Активную работу по развитию специализированных баз данных значимой для региона информации продолжает СНИКИ Белгородской ГУНБ: пользователям предоставляют 7 баз данных: 4 библиографических и 3 полнотекстовых. В числе библиографических баз данных - аналитическая роспись центральных и местных изданий, малотиражные и неопубликованные документы учреждений культуры Белгородской области. Полнотекстовые базы данных - «Нотные издания», «Сценарии».

Можно было бы привести много других примеров, но гораздо важнее отметить, что, к сожалению, очень немногие из создаваемых библиотеками специали-

зированных баз данных по культуре представлены в Интернете или во внутренней сети библиотек. Они пополняются, но без модернизации программно-технологических средств. В современных реалиях избытка некачественной информации в Глобальной сети многие из региональных баз данных могли бы найти достойное место на страницах сайтов библиотек и сайтов, порталов в области культуры.

Издательская деятельность. Особого внимания на современном этапе заслуживает, по нашему мнению, издательская деятельность библиотек, которая за последние 10 лет стала важной, частью работы библиотек. Если в 2004-2005 гг. по нашим данным издательской деятельностью занимались 58 центральных региональных библиотек, то в 2013-2014 гг. их уже стало 83. Общее количество выпущенных за два года изданий приблизилось к 2 тыс. наименований. По тематике первое место и с огромным отрывом занимает культура, включая библиотечное дело, затем -история, литература, искусство. На все остальные отрасли в 2013-2014 гг. приходилось не более 16 % выпущенных изданий (рис. 2).

По читательскому назначению выпускаемые библиотеками издания ориентированы, прежде всего, на потребности исследователей и других специалистов сферы культуры и образования.

Особенно активизировалась издательская деятельность в библиотеках в связи с освоением новых издательских технологий, и в том числе, технологий электронных изданий. Это очень важно в контексте аналитической работы, так как создание электронных изданий требует особых навыков информационно-аналитической работы, связанных со структурированием информации, установлением связей между всеми элементами издания.

Начиная с 2002 г. РГБ проводит Смотр-конкурс электронной продукции библиотек4. Два последних конкурса (2013 и 2015 гг.) посвящены электронным изданиям. В 2013 г. на конкурс были получены 16 заявок. В 2015 г. несмотря на то, что участвовали только интернет-издания, было подано 26 заявок. Большая часть представляемых на конкурсы изданий по тематике относится к краеведческим, посвященным отдельным аспектам истории и современного состояния региональной культуры. Общий уровень конкурсных изданий достаточно высок и еще раз свидетельствует об осознанном движении библиотек в сторону освоения интернет-пространства.

Рис. 2. Тематика издательской продукции библиотек

Как четко отметил в одном из своих выступлений участник последних конкурсов директор ЦУНБ Ивановской области В. Е. Кашаев, электронные издания имеют преимущества перед печатными: «Они объемны, компактны, удобны в пользовании, долговечны; можно оперативно обновлять и пополнять представленную на них информацию»5.

Массовое информирование. В последние десятилетие в библиотеках наблюдается активное развитие сайтов, поиск их оптимальной формы. При этом многие библиотеки сделали очень важный шаг от чисто представительского сайта к полноценному информационному ресурсу. Неотъемлемой их частью стал сервис виртуальной справки, другие онлайн-услуги. Появился на сайтах даже диалог с пользователем в режиме реального времени (иногда даже слишком навязчивый). Эти, в целом, положительные новации, в условиях оптимизации кадров имеют оборотную сторону. В погоне за количественными показателями все более отодвигается серьезная аналитическая работа информационных подразделений библиотек.

Как мы отмечали в обзоре 2009 г., библиотеки, которые успешно осваивают современные информационные технологии, уже не только развивают собственные сайты, но и участвуют в разработке и создании контента региональных сайтов и порталов по культуре. Описанные тогда ресурсы, например, универсальная электронная энциклопедия «Пермский край» и портал «Культурное наследие земли Смоленской» продолжают активную жизнь в сети. В последние годы к ним добавились новые проекты и один из самых интересных из них - «Культура Архангельской области» Архангельской ОНБ6. Одной из главных задач этого проекта является «информационное обеспечение профессиональной деятельности специалистов культуры». Его выполнение позволило стать ближе к целевой аудитории, лучше понимать ее информационные потребности.

В последние годы многократно возросла значимость массовой работы. Во многом этому способствует политика, осуществляемая Министерством культуры и РБА. Работа по проведению фестивалей, выставок, смотров и других массовых мероприятий входит в основные показатели деятельности библиотек и государственное задание. В «Модельном стандарте деятельности общедоступной библиотеки» 2014 г. культурно-просветительская деятельность названа одним из двух основных направлений развития библиотек (наряду с библиотечно-информационным обслуживанием)7.

Неудивительно, что в полученных нами в 2015 г. ответах многие библиотеки выделяют конкретные разновидности массовых мероприятий, рассматривая их в качестве самостоятельных форм участия библиотек в информационной деятельности (Алтайская КУНБ, ГУНБ Красноярского края, НБ Республики Татарстан, Рязанская ОУНБ и др.). Как и ранее, все участники опроса называли дни информации, дни специалиста, выставки литературы (библиотечные и выездные), а также семинары,

лектории, дискуссии в формате «круглого стола». В сравнении с данными 2009 г. фиксируется большее число комплексных мероприятий. Например, Алтайская КУНБ приводит следующую статистику для 2014 г.: 162 мероприятия - дни информации и дни специалиста, 276 - выставки, а также названы семинары, видеолектории и др.

Все более активно участвуют библиотеки в региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятиях и программах. В качестве примера последних достаточно привести всем известные акции «Ночь в библиотеке», «Ночь в музее», «Ночь искусств», «Общероссийский День библиотек» и др. Особенно много мероприятий провели библиотеки в 2014 г., объявленном Годом культуры, привлекая внимание к роли культуры в жизни общества, сохранению культурно-исторического наследия, развитию культуры чтения. Необходимо подчеркнуть, что все эти мероприятия включают множество составляющих и поэтому требуют большого объема аналитической работы по подбору материалов и их представлению.

По данным анкетирования 2015 г., в среднем на библиотеку приходится в настоящее время участие в 5-6 региональных, межрегиональных, всероссийских и международных мероприятиях и программах в год. Наиболее активную работу показали при этом НБ Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Татарстана; Алтайская, Краснодарская КУНБ; Волгоградская ОУНБ; Ульяновская ОНБ.

Проведенное исследование подтверждает очень важное высказывание Т. И. Лаптевой о значимости информационной деятельности библиотек в сфере культуры и искусства и необходимости ее поддержки: «Что касается информации по культуре и искусству, то ее важнейшей чертой, по мнению специалистов, является широкая адресность, поскольку эта сфера представляет интерес для самых разных аудиторий и потребителей. В этой связи возникает необходимость обосновывать (подкреплять, подтверждать) значимость информационных служб и, прежде всего, библиотечных информационных служб для реализации самых разных проектов и программ и их продвижения»8.

Собранные материалы масштабны, приведенные примеры раскрывают лишь малую часть конкретных мероприятий и библиотек, участвовавших в опросе. Поэтому в заключение хочу выразить благодарность всем участникам опроса, совещания, смотра-конкурса интернет-изданий и конференции, а также всем, кто делает свою информационную работу в сфере культуры наиболее профессионально, объемно и интересно.

Примечания

1 Состояние информационной работы по культуре и искусству в универсальных научных библиотеках Российской Федерации: обзор / РГБ; сост. А. В. Горбунова, В. А. Крюкова, М. С. Кызласова. - М. : Рос. гос. б-ка, 2009. - 76 с.

2 Центральные библиотеки субъектов РФ [Электронный ресурс] : корпоративная

полнотекстовая база данных для профессионалов / Рос. нац. б-ка. - СПб., 2015. - URL: http:// clrf.nlr.ru/

3 Например: Челябинская областная универсальная научная библиотека. Информационный портал библиотек Челябинской области [Электронный ресурс]. -Челябинск, 2015. - URL: http://chelreglib.ru/ru/ и др.

4 Информкультура [Электронный ресурс] / Рос. гос. б-ка. - М., 2015. - URL: http:// infoculture.rsl.ru/

5 Судьба губернии - судьба библиотеки / В. Е. Кашаев // Модернизация системы информационно-аналитического обеспечения сферы культуры: материалы VIII Всероссийского совещания руководителей служб информации сферы культуры. -Иркутск, 2013. - С. 59-63.

6 «Культура Архангельской области»: опыт работы Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова по созданию регионального информационного портала по культуре / Зубова Е. А. // В помощь библиотекам: информ.-метод. бюл. / Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. Бабушкина. - Вологда, [б. г.]. - № 51. - С. 76-81.

7 Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки: рекомендации органам гос. власти субъектов РФ и органам муницип. власти / М-во культуры Рос. Федерации. -М., 2014. - URL: http://www.library.ru/1/doc/docs/modelnyistandart.pdf

8 Продвижение информационных ресурсов по культуре и искусству в культурную среду регионов Российской Федерации / Лаптева Т. И. // В помощь библиотекам: информ.-метод. бюл. / Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. Бабушкина. - Вологда, [б. г.]. - № 51. - С. 6-14.

Абонемент
- Выдача книг и журналов на дом (5 экз. книг, 5 экз. журналов) на 30 дней (для читателей без постоянной регистрации в г. Москва - только журналы на 14 дней);
- Организация вне стационарных форм обслуживания читателей (передвижные библиотеки на базе школ, гимназий, ВУЗов);
- Предоставление читателям библиографических и фактографических справок;
- Помощь читателям с ограниченными возможностями в подборе литературы;

Интернет-зал
- Доступ в Интернет, электронная почта;
- Сканирование, распознавание текста;
- Распечатка информации на принтере, ксерокопирование (документы из фонда библиотеки);
- Справочно-правовая система "Консультант Плюс", Информационно-правовое обеспечение "Гарант";
- Тематические справки и консультации по поиску информации, помощь в работе с продуктами MS Office (Word, Excel, PowerPoint), системе автоматизированного проектирования и 2D-черчения AutoCAD LT 2012 и другие;
- WiFi;
- Справки по телефону для людей с ограничениями жизнедеятельности по поиску информации через Интернет;

Электронные ресурсы: ЛитРес, «Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина», Национальная электронная библиотека, Электронная база периодики «EasView»;

Консультации по основам компьютерной грамотности для пенсионеров ГБУ ЦСО «Алексеевский» СВАО города Москвы;
- Практические консультации для всех;

Медиатека
- Просмотр CD-ROM, DVD-дисков,
- Выдача CD-ROM, DVD-дисков на дом не более 5 дисков одному читателю при условии постоянной регистрации в г. Москва;
- Самостоятельное осуществление интерактивного обучения иностранным языкам и компьютерным технологиям;
- Просмотр видеофильмов из фонда медиатеки;
- Прослушивание аудио и музыкальных компакт дисков;

Справочно-библиографический отдел
- Выполняет библиотечно-библиографические справки различной тематики;
- Консультирует по вопросам поиска информации в каталогах библиотеки, электронных базах данных, Интернет-ресурсах;
- Выполняет разовые запросы удаленных пользователей в режиме «онлайн» (виртуальная справка) по вопросам экономики, права и смежным наукам;
- Если Вы по каким-либо причинам не можете лично посетить нашу библиотеку, а также в случае временного отсутствия доступа к электронному каталогу, мы предлагаем Вам воспользоваться нашей виртуальной справочной службой;
- Вы можете узнать о наличии в фонде интересующего Вас источника информации (книги, журнала, газеты и пр.), а также о наличии литературы по интересующей Вас тематике, вопросу, проблеме;
- Принимаются запросы различной тематики, но приоритетными направлениями являются вопросы юриспруденции и экономики, так как фонд нашей библиотеки профилирован по этой тематике;
- Оставив свой вопрос, Вы вправе ожидать ответ не более суток (исключая форс-мажорные обстоятельства);

Читальный зал (обслуживание читателей осуществляется независимо от места их регистрации)
- Тематический подбор литературы;
- Адресная и библиографическая справка;
- Фактографическая справка;
- Поиск по электронному каталогу;
- Выдача книг и периодических изданий, в т.ч. на английском языке, по экономике, бизнесу и праву (имеется картотека книг на английском языке);
- Справка о наличии книги, газеты, журнала по телефону;
- Подбор книг и статей, из периодических изданий, для написания рефератов, курсовых, дипломных работ и диссертаций;


Библиотечные услуги

Наиболее ярко в деятельности библиотек представлены услуги по организации общения. Во многих библиотеках, особенно школьных, в том числе и сельских школ, существуют клубы, например, "Клуб юного историка", "Клуб любителей фантастики" и т.п. В некоторых сельских библиотеках появились видео-клубы, которые заметно меняют библиотечную атмосферу и библиотечную среду. Среди других услуг по организации общения читателей в сельских библиотеках распространены, как и прежде, читательские конференции, лектории, викторины, вечера, литературные гостиные и т.п.
В последнее время во все большем числе городских библиотек стали возникать такие формы общения, как "телефон доверия", "кабинеты психологической помощи", "кабинеты доверия ", "телефон поддержки" и т.д. Эти формы - реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности - попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.
Слабее, но все же достаточно широко в библиотечном обслуживании сельских учащихся представлены услуги информирования. Среди них - информирование о наличном фонде (тематические выставки, тематические обзоры литературы). В последние годы библиотеки стали стремиться проводить циклы мероприятий такого рода.
В процессе библиотечного обслуживания сельского населения значительное место занимают услуги текущего информирования, когда библиотека постоянно предоставляет информацию по интересующему вопросу кому-либо: учителю-предметнику, директору школы, директору хозяйства, предпринимателю и т.д. Ряд сельских библиотек постоянно публикуют информационные списки новой литературы (как правило, ежеквартальные), бюллетени новинок ("Новинки издательств", "Читайте в журналах" и т.д.).
Заметное место в работе, как городских библиотек, так и библиотек, работающих в сельской местности занимают учебно-консультационные услуги.
Их можно разделить на библиотечные и не библиотечные.
Обе эти ипостаси представлены в библиотеках довольно ярко.
Библиотечные учебно-консультационные услуги, это: библиотечные уроки, консультации ("Как работать над рефератом", "Справочный аппарат библиотеки"), лектории ("Что такое "культура чтения""?), экскурсии по библиотеке и т.д. Многие библиотеки проводят "Дни библиографии", в ряде библиотек существуют кружки быстрочтения; кое-где работают школы ("университеты") библиотечно-библиографических знаний.
Конечно, в сельских условиях вся эта работа заметно осложнена: не хватает нужной литературы, зачастую нет приспособленного помещения и т.д. Услуги не библиотечного обучения, это: кружки иностранных языков, всевозможных поделок (вязания, рисования), а также кукольный, театральный и другие. Во многих случаях они органически вошли в жизнь сельской библиотеки. Такой симбиоз придает дополнительную окраску деятельности библиотеки, делает ее более привлекательной и способствует ее авторитету в сельском социуме.
В городских библиотеках целый ряд услуг предоставляется за особую плату, т.е. оказывается т.н. платные услуги.
В число платных услуг, как правило, входят: ксерокопирование, абонемент выходного дня, особо сложный поиск литературы, оформление библиографических списков к дипломным и курсовым работам, ночной прокат книг, подбор текстов к юбилейным датам, возможность переписать музыкальное произведение или курс иностранного языка на дискету, а также просмотр журналов мод, снятие выкроек и др.
Надо заметить, что плата за услуги невелика, кроме того, как правило, платная услуга имеет бесплатный аналог. В сельских библиотеках, как в муниципальных, так и в школьных, платные услуги, практически, не оказываются.
Прежде всего, потому, что платежная способность сельских читателей невысока, а также и потому, что реализация такого подхода противоречит общинной морали, которая на селе до сих пор сильна. Кроме того, сельская библиотека зачастую и не имеет возможности оказывать такие информационно емкие услуги.
Услуги по организации библиотечного комфорта также довольно широко предоставляются пользователю городских библиотек. Почти все они стараются приблизить временные параметры своей деятельности к реальным нуждам читателей, вводят новые возможности резервирования документов и т.д. Сельской библиотеке, в силу того, что зачастую там работает только один библиотекарь, да и то не всегда на полную ставку, оказать эти услуги труднее.
К услугам библиотечного комфорта относятся и услуги приближения обслуживания к пользователю и услуги обеспечения дифференцированного обслуживания.
Услуги такого рода, как пользование телекоммуникационными каналами, дающие большие возможности приближения информации к пользователю, вхождения в интернет и т.д. практически в сельских библиотеках не представлены. Очень редко такие возможности есть у сельских школ. Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как "безработные", "подростки-инвалиды", "одаренные дети".
К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде. Важнейшей сферой библиотечного обслуживания, где так же идут инновационные процессы, является сфера взаимоотношений пользователя и библиотекаря.
Основой отношений с пользователями библиотекари считают доброжелательность, умение вести беседу, уважительное отношение к читателю, эрудицию, такт.
Читатель, в том числе и сельский, тоже ценя в библиотекаре, прежде всего, доброжелательность, заинтересованную позицию, зачастую прощает библиотекарю его недостаточную эрудированность. Вместе с тем, безусловно, растет та часть пользователей, которая не склонна снисходительно относиться к непрофессионализму библиотекаря. Наибольшие претензии читателей относятся к глубине переработки информации, к полноте и оперативности представленной информации.
Пока, однако, таких примеров не много. Не много выявилось и тех сельских библиотек, где внедряется маркетинговый подход к обслуживанию читателей. Это и понятно, т.к. "маркетинг - это концепция, требующая пересмотра взгляда на публичную библиотеку, предлагающая новое понимание ее предназначения, механизма функционирования и побудительных факторов развития", а библиотекарь, прежде всего, сельский, в массе своей, не готов пока к осознанию изменившейся философии библиотечного обслуживания, пониманию своей деятельности как служения читателю, чего требует маркетинговый подход.
Следует отметить, все же, что отдельные очаги такого подхода есть. Это, как правило, те библиотеки, которые хорошо усвоили этическую основу библиотечного обслуживания - суверенность личности, - и видят свою задачу в оказании помощи, "усилении" личности через предоставление полной и своевременной информации.
Как правило, это библиотеки хорошо оснащенные технически: имеют компьютеры, принтеры, ксероксы и др. Однако, изучение их деятельности показывает, что эта техническая база является не причиной изменения всей деятельности библиотеки, но результатом, пришедшим вслед за осмыслением библиотекарями роли библиотеки в новой социально-культурной, экономической и информационной ситуации.
Предоставление правовой информации населению стало сегодня важнейшим направлением работы муниципальной библиотеки, в том числе и сельской.
Становление правового государства, к чему стремится Россия как равноправный член международного сообщества, невозможно без формирования правовой культуры ее граждан.
Политические и экономические изменения в жизни страны, возникновение новой правовой ситуации практически во всех сферах жизнедеятельности личности, привели к необходимости проведения реформы всей системы действующего законодательства.
В состав правовой реформы, осуществляемой в нашей стране, входит четыре компонента: разработка законодательных и нормативных актов; судебная реформа, информатизация; юридическое образование и правовое воспитание населения.
Очевидно, что одной из важнейших задач правовой реформы является решение проблемы обеспечения доступа граждан к правовой информации, на уровне местного самоуправления в том числе.
В настоящее время в стране складывается система обеспечения населения правовой информацией.

Информационно-библиотечные услуги:

Межпоселенческая центральная библиотека осуществляет следующие виды услуг: (основание - Федеральный закон « О библиотечном деле» от 29.12. 1994 г. N 78-ФЗ, ст. 7, пп. 3,4 )
- предоставление информации о наличии в фондах конкретных документов;
- предоставление информации о составе фондов через систему каталогов и другие формы библиотечной информации: организация книжных выставок, составление библиографических списков и др.;
- предоставление справочной и консультационной помощи в поиске и выборе источников информации, включая Интернет;
- формирование тематических подборок материалов по запросам пользователей;
- предоставление во временное пользование документов из фонда, как на дом, так и в библиотеке (в соответствии с Правилами пользования библиотеки);
- удовлетворение запросов с помощью других библиотек по имеющимся каналам межбиблиотечного взаимодействия: МБА , ;
- организация и проведение культурно-просветительской и информационной деятельности;
- предоставление места для работы в библиотеке с оснащением специальным оборудованием, помещения для проведения просветительских и досуговых мероприятиях.

Дополнительные услуги:

Библиотека предоставляет своим пользователям дополнительные виды услуг:
- составление библиографических списков, справок, и каталогов по запросам пользователей;
- другие виды информационных и сервисных услуг, направленных на расширение перечня предоставляемых пользователям услуг:
ксерокопирование
сканирование
распечатка документов с ПК, с различных видов носителей
самостоятельная работа с установленным программным обеспечением (без доступа к сети Интернет)
самостоятельная работа с доступом к сети Интернет
создание индивидуального электронного почтового ящика
информационные услуги с использованием Интернет: поиск и обработка информации
набор текста, графического рисунка, формул, графиков, схем
оформление презентаций в Power Point
брошюрование (скобами, пластиковой пружиной)
ламинирование

Внимание! Согласно ч. 4 Гражданского Кодекса РФ, полученные от Межпоселенческой центральной библиотеки копии разрешается использовать только в личных, научных и образовательных целях.
Запрещается тиражировать полученные копии, воспроизводить их в любой иной форме, кроме законодательно разрешенной, передавать полученные копии другим лицам или организациям.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
предоставления муниципальной услуги
« Библиотечное обслуживание населения (выдача документов во временное пользование, обслуживание пользователей библиотек, выдача справок, организация и проведение культурно-просветительских и досуговых мероприятий, обслуживание удаленных пользователей)»

I. Общие положения

1.1. Настоящий административный регламент по организации библиотечного обслуживания населения (далее Регламент) разработан в целях повышения качества предоставления и доступности муниципальной услуги (далее – услуга) и создания комфортных условий для ее получения.
Регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий при организации библиотечного обслуживания населения Мясниковского района.
1.2. Муниципальная услуга предоставляется муниципальным бюджетным учреждением культуры Мясниковского района « Межпоселенческая центральная библиотека» (далее – « МЦБ»).
1.3. Предоставление муниципальной услуги по библиотечному обслуживанию населения (выдача документов во временное пользование, обслуживание пользователей библиотек, выдача справок, организация и проведение культурно-просветительских и досуговых мероприятий, обслуживание удаленных пользователей) осуществляется в соответствии действующим законодательством Российской Федерации:
Конституцией Российской Федерации, принятой 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ), ст.44 ( « Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, N 4, ст. 445);
Гражданским кодексом Российской Федерации, частью 4 от 24.11.2006 г. (в ред. Федеральных законов от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 30.06.2008 N 104-ФЗ, от 08.11.2008 N 201-ФЗ, от 21.02.2010 N 13-ФЗ, от 24.02.2010 N 17-ФЗ);
Федеральным законом « Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612-1 (в ред. Федеральных законов от 23.06.1999 N 115-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 03.11.2006 N 175-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 21.12.2009 N 335-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ);
Федеральным законом « О библиотечном деле» от 29.12.1994 г. № 78-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.10.2008 N 183-ФЗ, от 03.06.2009 N 119-ФЗ, от 27.12.2009 N 370-ФЗ);
Федеральным законом « О персональных данных» от 27.07. 2006 г. № 152-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ, от 27.12.2009 N 363-ФЗ);
Федеральным законом « О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300- ФЗ (в ред. Федеральных законов от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 N 234-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 03.06.2009 N 121-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ);
Федеральным законом « О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ
Федеральным законом « Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 г. № 77-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 11.02.2002 N 19-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 03.06.2005 N 57-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 26.03.2008 N 28-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 24.12.2002 N 176-ФЗ, от 23.12.2003 N 186-ФЗ);
« Основными направлениями государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и планом действий по их реализации» от 01.06.2006 г., № МФ-П44-2462;
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.1996 г. № 1063-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 13.07.2007 N 922-р) « О социальных нормах и нормативах»;
Постановлением Минтрудсоцразвития России от 3 февраля 1997 г. № 6 « Об утверждении Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках»;
Приказом Минкультуры России от 22.06.1998 г. № 341 « О формировании Государственной политики в области сохранения библиотечных фондов как части культурного наследия и информационного ресурса страны»;
Инструкцией об учете библиотечного фонда, утвержденной Приказом Минкультуры России № 590 от 02.12.1998 г.;
Письмом Минкультуры России от 09.12.2002 г. № 01-149/16-29. « Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки (новая редакция 22.05.2008);
ГОСТом Р 52113-2003 « Услуги населению. Номенклатура показателей качества»;
ГОСТом Р ИСО 9001-2001 « Системы менеджмента качества. Требования»;
ГОСТом Р ИСО 9004-2001 « Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»;
ГОСТом 7.20-2000 « Библиотечная статистика»;
ГОСТом 7.50-2002 « Консервация документов. Общие требования»;
Областным законом « О культуре» от 22.10.2004 г. № 177-ЗС (в ред. Областных законов от 06.06.2005 N 326-ЗС, от 19.05.2006 N 494-ЗС, от 16.11.2007 N 804-ЗС, от 13.10.2008 N 113-ЗС, от 01.10.2009 N 303-ЗС);
а также Уставом библиотеки; Правилами пользования библиотекой; локальными нормативно-правовыми актами библиотеки.
1.4. Конечным результатом предоставления муниципальной услуги является: исполнение запроса пользователя, которое выражается в записи пользователя в библиотеку, предоставлении справки, выдаче документа, посещении мероприятия.
1.5. Пользователями муниципальной услуги могут быть физические лица (население района) и юридические лица.

II. Требования к порядку предоставления муниципальной услуги

2.1. Порядок информирования о правилах предоставления муниципальной услуги.
2.1.1. Получение информации по вопросам предоставления муниципальной услуги осуществляется посредством:
- публикации информации на официальном сайте Межпоселенческой центральной библиотеки;
- телефонной связи, электронного информирования;
- публикации в средствах массовой информации;
- информации в библиотеках « МЦБ».
2.1.2. Сведения о месте нахождения и графике работы исполнителя муниципальной услуги:
Межпоселенческая центральная библиотека:
- Тел.: 8 (863 ) 49 2-34-58,
-
- e-mail: &
- с 10.00 до 18.00 без перерыва; суббота: с 11.00 до 17.00; выходной – воскресенье.
Детская библиотека:
- 346800, Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. 6-я линия,6,
- Тел.: 8 (863 ) 49 2-34-59,
-
- с 9.00 до 17.00, перерыв – с 13.00 до 14.00; воскресенье: с 11.00 до 16.00; выходной – суббота.
Сельская библиотека им. Х. Абовяна № 13:
- 346802, Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. Туманяна, 25,
- Тел.: 8 (863 ) 49 3-14-92,
- с 12.00 до 18.00; выходной – воскресенье.
Чалтырская библиотека 15:
- 346801, Ростовская область, Мясниковский район, с. Чалтырь, ул. Мясникяна, 18,
- с 11.00 до 17.00; выходной – воскресенье.
Порядок получения информации пользователем по вопросам предоставления муниципальной услуги.
Информация по предоставлению муниципальной услуги включает в себя информацию о процедуре предоставления муниципальной услуги и перечню документов, необходимых для ее получения.
При информировании пользователей по вопросам предоставления муниципальной услуги в ответах на телефонные звонки и устные обращения специалисты библиотеки дают разъяснения по вопросам, интересующим пользователей:
- выслушивают и уточняют, при необходимости, суть вопроса;
- корректно, лаконично дают ответ, при этом сообщает необходимые сведения со ссылками на соответствующие нормативные правовые акты.
2.2. Перечень необходимых документов для получения муниципальной услуги.
2.2.1. Перечень необходимых документов для предоставления муниципальной услуги в конкретной библиотеке указывается в Правилах пользования библиотекой.
2.2.2. Право пользования услугами библиотеки наступает с момента получения читательского формуляра.
Для этого любое физическое лицо должно предъявить удостоверение личности (паспорт, военный билет или иной официальный документ, содержащий фотографию, сведения о фамилии, имени, отчестве, месте регистрации);
Пользователи, не достигшие 14 лет, регистрируются на основании документов, предоставленных их родителями или иными законными представителями и с их письменного согласия (поручительства);
2.2.3. Выдача документов осуществляется на основании устного запроса пользователя при посещении библиотеки или на основании требования, в котором пользователь указывает свою Ф.И.О., а также автора, название запрашиваемого документа, сиглу хранения (классификационный индекс) и другие необходимые сведения для поиска и предоставления документа из фонда;
2.2.4. При отсутствии необходимого издания в фонде библиотеки, выдача документов из фондов других библиотек осуществляется на основании бланк-заказа МБА (межбиблиотечного абонемента);
2.2.5. Для оформления заказа по электронной доставке документа используется электронная форма бланк-заказа на сайте библиотеки.
2.2.6. Для поиска информации по электронному каталогу используется поисковая форма на сайте библиотеки:
2.3. Требования к местам предоставления муниципальной услуги.
2.3.1. Размещение и оформление помещений муниципальных библиотек.
Муниципальная библиотека размещается с учетом максимальной доступности.
Доступ к услугам библиотек осуществляется путём непосредственного посещения пользователем стационарной библиотеки или в удаленном режиме через официальный сайт библиотеки.
2.3.2. МЦБ размещается в специальном, отдельно стоящем здании; библиотеки - структурные подразделения размещаются в специально приспособленном помещении общественного здания.
Обязательно наличие стандартной вывески с наименованием муниципальной библиотеки и режимом её работы.
2.3.3. Помещения, предназначенные для предоставления муниципальной услуги, должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности для учреждений культуры, нормам охраны труда.
Рабочие места специалистов библиотек должны быть оборудованы оргтехникой, позволяющей организовать оперативное и качественное предоставление муниципальной услуги, а также обеспечиваются доступом в Интернет.
Для предоставления муниципальной услуги выделяются расходные материалы и канцелярские товары.
2.4. Размещение и оформление информации о муниципальной услуге.
На информационном стенде библиотек содержатся следующие сведения:
- месторасположение библиотеки;
- режим работы библиотеки;
- номера телефонов, факсов (при наличии),
- адреса электронной почты (при наличии);
- извлечения из нормативных правовых актов, норм, регулирующих исполнение муниципальной услуги;
- текст административного регламента с приложениями;
- Правила пользования библиотекой и иные локальные нормативные документы библиотеки.
2.5. Сроки предоставления муниципальной услуги.
2.5.1. Предоставление муниципальной услуги производится в сроки, определенные Постановлением Министерства труда и социального развития от 03.02.1997 № 6 « Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках» и локальными нормативными документами « МЦБ».
2.5.2. Срок предоставления услуги, включая проведение всех необходимых административных процедур, не должен превышать 15 минут с момента получения специалистом, ответственным за предоставление услуги, соответствующего запроса от пользователя, оформленного в соответствии с требованиями настоящего Регламента. В случае возникновения чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы, срок предоставления услуги составляет 10 рабочих дней с момента прекращения действия данных обстоятельств. Об увеличении срока предоставления муниципальной услуги пользователь информируется в течение 3 рабочих дней с момента наступления обстоятельств непреодолимой силы.
2.5.3. Все жители Мясниковского района имеют право доступа в структурные подразделения библиотеки в соответствии со своими интересами и потребностями в сроки, указанные в расписании работы библиотеки.
2.5.4. Во временное пользование сроком до 30 дней пользователям муниципальной услуги по библиотечному обслуживанию бесплатно предоставляется (выдается на дом) любой документ из библиотечных фондов, за исключением особо ценных и редких книг. Особо ценными и редкими книгами можно пользоваться только в читальном зале. Новая литература и литература повышенного спроса, предоставляется во временное пользование сроком до 10 дней.
2.6. Перечень оснований для приостановления муниципальной услуги или отказа в предоставлении муниципальной услуги.
2.6.1. В предоставлении Услуги может быть отказано, если:
- представлен неполный комплект требуемых настоящим Регламентом документов;
- пользователь нарушил Правила пользования библиотекой;
- отсутствует финансовое обеспечение муниципальной услуги.
2.6.2. Пользователь, причинивший ущерб библиотеке, компенсируют его в размере, установленном Правилами пользования МБУК МР « МЦБ» или же может быть лишен права на оказание Услуг до момента устранения им нарушения или компенсации ущерба, нанесенного библиотеке, в соответствии с Правилами пользования библиотекой.
2.7. Требования к предоставлению муниципальной услуги.
2.7.1. Предоставление муниципальной услуги осуществляется с учетом основных положений Устава « МЦБ», Правил пользования библиотекой, иных локальных нормативных документов библиотеки, регламентирующих вопросы организации библиотечного обслуживания.
2.7.2. Пользователи могут получить дополнительные услуги, в том числе платные, перечень которых предусмотрен Уставом муниципального учреждения культуры « МЦБ» и Положением о предоставлении платных услуг, « Стандартом деятельности муниципальных библиотек Мясниковского района».

III. Административные процедуры.
Описание последовательности действий
при предоставлении муниципальной услуги

Предоставление муниципальной услуги включает в себя выполнение следующих административных процедур:
- прием и регистрацию пользователей
- выдача документов во временное пользование;
3.1. Прием и регистрация пользователей.
3.1.1. Основанием для начала административного действия является личное обращение пользователя в библиотеку.
3.1.2.Ответственным за предоставление муниципальной услуги является специалист библиотеки.
3.1.3. Порядок действий:
- ознакомление с Регламентом предоставления муниципальной услуги, Правилами пользования библиотекой и другими локальными нормативными документами « МЦБ», регламентирующими вопросы организации библиотечного обслуживания;
- оформление читательского формуляра на основании документа, удостоверяющего личность, с личной подписью пользователя (п. 2.2.2. настоящего Регламента).
3.1.4. Результатом административного действия является оформление в установленном порядке документов на право получения муниципальной услуги.
3.1.5 Способ фиксации результата выполнения административного действия – получение пользователем библиотеки читательского формуляра.
3.2. Выдача документов во временное пользование в соответствии с запросами пользователей.
3.2.1. Основанием для начала административного действия является личное обращение пользователя в библиотеку.
3.2.2. Ответственным за предоставление муниципальной услуги является специалист библиотеки.
3.2.3. Порядок действий:
- оформление пользователем в устной или письменной, а также электронной форме запроса на выдачу требуемого документа на бланке читательского требования или в режиме online на сайте библиотеки;
- выполнение специалистом библиотеки запроса пользователя, осуществление выдачи документа в соответствии Правилами пользования библиотеки;
- выдача документов пользователю фиксируется в читательском формуляре и подтверждается подписью пользователя.
3.2.4. Выдача Пользователю документа может быть оказана в следующих формах библиотечного обслуживания:
- читального зала, предусматривающего выдачу документа для работы в помещении библиотеки в ее рабочее время – для всех категорий пользователей;
- абонемента, предусматривающего выдачу документа для использования вне стен библиотеки – для пользователей, имеющих постоянную регистрацию.
3.2.5. Пользователю во временное пользование вне стен библиотеки может быть выдано единовременно не более 5 экземпляров книг.
3.2.6. Пользователь, получивший документы во временное пользование вне стен библиотеки имеет право продлить срок пользования документами лично, по телефону, если на них нет спроса со стороны других пользователей не более 2 раз.
3.2.7. При возврате пользователем документов, взятых во временное пользование, специалист библиотеки проверяет состояние сдаваемых пользователем документов, зачеркивает его расписку в читательском формуляре в присутствии.
3.2.8. За порчу документов к пользователю, взявшему документы во временное пользование, применяются санкции, определенные настоящим Регламентом (п. 2.6.2).
3.2.9. Результатом административного действия является выдача пользователю документа во временное пользование, зафиксированная в читательском формуляре.
3.2.10 Способ фиксации результата выполнения административного действия – запись о выдаче пользователю документа в читательском формуляре.

IV. Порядок и формы контроля предоставления муниципальной услуги.

4.1. Контроль за исполнением муниципальной функции по библиотечному обслуживанию осуществляется отделом культуры Мясниковского района.
4.2. Текущий контроль над соблюдением и исполнением специалистами библиотек положений настоящего Регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению муниципальной услуги, осуществляется директором « МЦБ».
4.3. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается приказами директором « МЦБ».
4.4. Периодичность осуществления текущего контроля осуществляются на основании приказа директором « МЦБ».
4.5. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением Услуги (комплексные проверки) или отдельные аспекты (тематические проверки).
Проверка также может проводиться по конкретному обращению пользователя.
4.6. Директор « МЦБ» организует работу по предоставлению Услуги, определяет должностные обязанности сотрудников, осуществляет контроль над их исполнением, принимает меры к совершенствованию форм и методов деятельности, обучению работников, несет персональную ответственность за соблюдением законодательства.
4.7. В случае выявления нарушений прав граждан по результатам проведенных проверок в отношении виновных лиц принимаются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.8. Персональная ответственность должностных лиц и специалистов закрепляется в их должностных инструкциях в соответствии с требованиями законодательства.

V. Порядок обжалования решений, действий
или бездействия должностных лиц, исполняющих муниципальную услугу.

5.1. Действия (бездействия) должностного лица могут быть обжалованы в судебном порядке.
5.2. Заявитель в своей жалобе в обязательном порядке указывает: фамилию, имя, отчество; почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ; изложение сути жалобы; личную подпись и дату.
5.3. В случае необходимости подтверждения своих доводов пользователь прилагает к письменной жалобе документы и материалы, либо их копии.
5.4. Ответ на жалобу подписывается руководителем библиотеки. Ответ на жалобу направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
Письменная жалоба рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.
5.5. В исключительных случаях руководитель библиотеки вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив пользователя, направившего жалобу, о продлении срока его рассмотрения.
5.6. Если в письменной жалобе не указаны фамилия инициатора жалобы и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.

VI. Внесение изменений в административный регламент.

6.1. Изменения в административный регламент вносятся:
- в случае изменения законодательства Российской Федерации, Ростовской области, Мясниковского района, регулирующего предоставление муниципальной услуги;
- в случае изменения структуры органов исполнительной власти и органов государственной власти Ростовской области, органов исполнительной власти Мясниковского района, к сфере деятельности которых относится предоставление муниципальной услуги;
- на основании результатов анализа практики применения административного регламента.