Карты Альфа-Банка с Apple Pay. Реакторы ядерных энергетических установок для атомных подводных лодок Что такое apple pay и как


Оставьте кошелёк дома. Теперь вы можете использовать свой телефон вместо банковской карты. Это стало возможным благодаря платежной системе Apple Pay.

С 2014 года Apple Pay покоряет страну за страной. Сейчас оплата с помощью Apple Pay возможна в Канаде, Соединенных Штатах Америки, Великобритании, Франции, Испании, России, Китае, Японии, Гонконге, Швейцарии, Новой Зеландии, Сингапуре и Австралии.

Как работает Apple Pay

Apple Pay работает через специальный чип NFC, который установлен на всех новых моделях iPhone и iPad и в серии Apple Watch.

NFC (Near Field Communication) представляет собой беспроводную технологию с небольшим радиусом действия, что позволяет двум устройствам (например, телефону и терминалу в магазине) обмениваться информацией оплаты быстро и удобно в непосредственной близости.

Вы просто подносите свой айфон к терминалу на кассе магазина или в ресторане, удерживая палец на сенсорном ID кнопки.

Какие устройства поддерживают Apple Pay

Оплачивать покупки в магазинах вы можете с помощью:

  • iPhone 6/6S, 6/6S Plus
  • iPhone SE
  • iPhone 7, 7 Plus
  • Apple Watch (1-го поколения)
  • Apple Watch Series 1 и 2

Оплачивать покупки в приложениях и интернете:

  • iPhone 6/6S, 6/6S Plus
  • iPhone SE
  • iPhone 7, 7 Plus
  • Apple Watch (1-го поколения)
  • Apple Watch Series 1 и 2
  • iPad Pro (9,7 и 12,9 дюйма)
  • iPad Air 2
  • iPad mini 3 и 4

Помимо этого, теперь можно оплачивать покупки и с помощью MacBook Pro с датчиком Touch ID, но сделать это можно только в браузере Safari. А в паре с часами Apple или айфоном вы сможете заплатить за покупку в интернете c компьютера Mac, но если только ваша модель компьютера старше 2012 года.

Какие банки работают с Apple Pay в России

  • Альфа-банк
  • Райффайзенбанr
  • Тинькофф Банк
  • МТС Банк
  • Рокетбанк

Только карты Mastercard:

  • Санкт-Петербург
  • Сбербанк
  • ВТБ 24
  • Бинбанк
  • Русский Стандарт
  • Открытие
  • Точка
  • Яндекс.Деньги

Список банков всё время расширяется и обновляется.

Apple pay сбербанк visa когда заработает? Обещали ещё в декабре. Но переговоры всё идут и даты постоянно откладываются. Ждём!

Как пользоваться Apple pay:

Как подключить Apple Pay и как настроить Apple Pay

Ничего дополнительно устанавливать и настраивать не нужно. Если, конечно, ваше устройство поддерживает Эпл пей. Просто перейдите в приложение Wallet и добавьте в него платёжные карты. Большинство из нас волнует вопрос, как подключить apple pay сбербанк, ведь карты Сбербанка самые популярные в России. В банк идти вам не придётся, просто добавьте карту Сбербанка в приложение.

Как добавить карту

Добавляем карту на iPhone:

  1. Открывайте в своём смартфоне приложение Wallet
  2. После подтверждения банка нажимайте «Далее»
    Готово!

Добавляем карту на iPad:

  1. Открывайте «Настройки»
  2. Выбирайте раздел «Wallet и Apple Pay»
  3. Нажимайте «Добавить платежную карту»
  4. Если вы уже расплачивались этой картой в iTunes, вам просто нужно подтвердить информацию о карте с помощью кода безопасности
  5. Если информации о карте в iTunes нет, вы можете ввести их в ручную или снять на камеру.
  6. Нажимайте «Далее». Банк будет проверять данные карты и может запросить дополнительные сведения для подтверждения.

  7. Готово!

Добавляем карту на Apple Watch:

  1. Открывайте программу Watch на iPhone
  2. Нажмите «Wallet и Apple Pay»
  3. Если данные о карте уже хранятся на вашем iPhone, нажмите «Добавить» рядом с картой
  4. Если вам нужно добавить карту, которая ещё не храниться на iPhone, нажмите «Добавить платежную карту»
  5. Если вы уже расплачивались этой картой в iTunes, вам просто нужно подтвердить информацию о карте с помощью кода безопасности.
  6. Если информации о карте в iTunes нет, вы можете ввести их в ручную или снять на камеру
  7. Нажимайте «Далее». Банк будет проверять данные карты и может запросить дополнительные сведения для подтверждения.
  8. После подтверждения банка нажмите «Далее»
    Готово!

Добавление карты на компьютер Mac:

  1. Открывайте в меню компьютера «Системные настройки»
  2. Выберите раздел меню «Wallet и Apple Pay»
  3. Нажимайте «Добавить карту»
  4. Если вы уже расплачивались этой картой в iTunes, вам нужно подтвердить информацию о карте. Просто введите код безопасности.
  5. Если информации о карте в iTunes нет, вы можете ввести их в ручную или снять на камеру телефона
  6. Нажимайте «Далее». Банк будет проверять данные карты и может запросить дополнительные сведения для подтверждения.
  7. После подтверждения банка нажмите «Далее»
    Готово!

Можно ли использовать несколько карт?

В устройство можно добавить до 8 карт.

Где можно платить Apple Pay

Эпл пей работает в любом месте, где принимают бесконтактные платежи. Чтобы это понять поищите на кассе или рядом с терминалом символ приёма таких платежей.
Также вы можете совершать покупки в приложениях и через браузер Safari в интернете.

Как платить Apple Pay

В магазине:
Когда вы рассчитываетесь за покупку в магазине просто поднесите свой телефон к терминалу на кассе, а палец положите на Touch ID. Вам не нужно открывать приложение или разблокировать экран, можете даже не смотреть на телефон во время оплаты, о том что платёж успешно совершен Вы узнаете по сигналу и тонкой вибрации своего iPhone

Для того, чтобы сделать покупку в магазине с помощью Apple Watch, нужно два раза нажать на кнопку сбоку и удерживать ваши часы рядом с бесконтактным считывателем. Нежный пульс и сигнал подтвердят успешность платежа.

В приложении:
Для транзакции в приложении нужно выбрать вариант оплаты «Apple Pay» или «Купить с использованием Apple Paу». После выбора оплаты поместите палец на датчик Touch ID. После успешной оплаты вы увидите надпись «Готово» на экране.

Как сделать возврат

Возврат через Apple Pay мало чем отличается от возврата через карту.

Кассиру может понадобиться номер вашей учетной записи. Этот номер вы можете найти, выбрав карту в окне «Wallet и Apple Pay» и нажав на знак «i»
Для обработки возврата не забудьте выбрать на устройстве карту, с которой делали покупку. Приблизьте устройство к терминалу оплаты и подтвердите возврат с помощью Touch ID или введите пароль.

Деньги на карту могут вернуться не сразу, а в течение нескольких дней, это зависит от политики возврата банка.

Безопасно ли платить с Apple Pay

Не переживайте за безопасность ваших платежей. Ведь оплачивать покупки через Apple Pay даже безопаснее, чем обычной картой. Apple Pay не использует номер вашей карты. Вместо этого система присваивает карте уникальный зашифрованный номер, который хранится на специальном чипе на вашем устройстве. Доступ к этому чипу возможен только во время транзакции.

Данные на чипе никак не связаны с другим программным обеспечением вашего гаджета, даже если его кто-то взломает вашу операционную систему, нет никакой возможности извлечь из неё финансовую информацию. Таким образом, во время оплаты данные вашей карты скрыты и от продавца и от окружающих людей.

Дополнительная безопасность обеспечена использованием отпечатка пальцев для подтверждения платежа.

Что делать, если карта потеряна или украдена

Если ваша карта потеряна или украдена, следует незамедлительно сообщить об этом в банк и заблокировать карту. После этого ваша карта будет деактивирована на всех устройствах. Когда получите новую карту, снова добавьте её в приложение.

Что делать, если устройство потеряно или украдено

Если ваш телефон потеряется или будет украден, вы сможете заблокировать Apple Pay удаленно. Зайдите в «Найти iPhone» на другом устройстве или в браузере и включите «режим пропажи». Apple Pay будет остановлен, ваш телефон заблокирован, и ваши данные останутся в безопасности.

Как видите, пользоваться Apple Pay просто. Главное, расплачиваясь с помощью телефона, не забыть о и не потратить больше, чем запланировали.

В сентябре 2017 года платёжному инструменту Apple Pay исполнилось 3 года. За это время ему удалось добиться невероятной популярности в Америке, в Европе и прежде всего в Азии. Статистика, собранная «яблочной компанией», поражает: если верить ей, каждый второй обладатель мобильного телефона в Индии, Таиланде и Индонезии предпочитает Apple Pay. География Apple Pay регулярно расширяется: на конец 2017 года оплатить с помощью этого инструмента покупку можно в таких экзотических местах, как острова Джерси и Гернси, и даже в Ватикане.

Дженнифер Бэйли, вице-президент компании Apple, заявляет, что 98% пользователей Apple Pay довольны работой системы мобильных платежей – а всё благодаря её простоте и безопасности. Юзеру , который до сих пор предпочитает катать по пин-паду карту с магнитной полосой, впору попробовать новый способ – велика вероятность, что к прежнему он возвращаться уже не захочет.

Принцип работы Apple Pay основан на технологии – беспроводной передачи данных на короткие дистанции (максимум 20 см). Система производит оцифровку банковской карточки пользователя и зашифровывает информацию, применяя ещё один важный компонент – чип Secure Element. Сведения, которые содержатся в памяти Secure Element, никуда не передаются – Apple также не может получить к ним доступ.

Apple Pay включает в себя и прочие элементы:

  • Secure Enclave – ответственен за аутентификацию, выполнение платёжных транзакций и хранение дактилоскопических данных.
  • Apple Pay Servers – серверная часть платёжной системы, отвечающая за состояние карт, внесённых в Wallet.

Когда владелец смартфона подносит его к пин-паду, происходит сопряжение 2-х устройств. Они начинают обмениваться так называемыми токенами – сгенерированными случайным образом последовательностями чисел. Если, зная токен, подобрать ключ и правильно дешифровать, получишь номер банковской карты. Однако на деле эта задача практически невыполнима. Стоит отметить, что перехватить токен – тоже дело непростое; информация удаляется незамедлительно после того, как происходит разрыв сопряжения (то есть транзакция завешается).

Заметка. Apple тщательно скрывает информацию об алгоритме шифрования — чем очень злит спецслужбы разных стран. Однако упрямство фирмы оправдано – очевидно, Apple понимает, что если она передаст ключ кому-либо, то потеряет уважение пользователей.

Какие устройства поддерживают Apple Pay?

Пользоваться Apple Pay могут владельцы следующих девайсов:

  • iPhone 6-го, 7-го и 8-го поколений, а также моделей X и SE.
  • Планшетов iPad 4, mini 3, Air 2 и Pro.
  • Часов iWatch.
  • Mac, выпущенных после 2012 года.

Apple Pay удастся настроить и на Айфонах 5-го поколения – однако в этом случае без не обойтись.

Как подключить Apple Pay?

Прежде всего нужно привязать банковскую карточку к сервису. Если карта эмитирована Сбербанком, действовать следует так:

  1. Скачайте, установите и откройте приложение «Сбербанк Онлайн» .
  2. В перечне карт выберите подходящую и нажмите кнопку «Apple Pay ».
  3. На экране появится окно, предлагающее добавить карту в Apple Wallet. Кликните на соответствующую кнопку – это то, что нужно.
  4. На следующем экране выберите устройство, к которому хотели бы подключить Apple Pay – iPhone или часы Watch. Затем на этапе «Добавление карты » нажмите кнопку «Далее ».
  5. Примите «Условия пользовательского соглашения ».
  6. Когда на экране появляется сообщение «Карта добавлена! », жмите на «Готово ». Теперь карточка привязана к Apple Pay.

Аналогичным образом можно привязать к платёжной системе и другую карту. Если карт несколько, управление ими следует осуществлять в фирменном приложении Wallet.

Произвести привязку карты можно и без использования приложения банка – прямо в Wallet. Откройте программу. Если в левом верхнем углу присутствует значок Apple Pay, значит, система уже активирована. Если нет, проследуйте в раздел настроек «Wallet & Apple Pay » и включите её.

Затем в приложении Wallet нажмите на «+ » в правом верхнем углу, введите данные карты вручную либо сфотографируйте её. После этого платёжная система должна утвердить и запомнить карточку.

Если на экране появляется такое сообщение, это значит, что либо вы пытаетесь привязать карту банка, с которым Apple Pay пока не сотрудничает, либо баланс карты составляет менее 1 рубля. На 2017 год список банков, поддерживающих платёжную систему Apple, уже достаточно обширен – в него входят:

  • Сбербанк.
  • ВТБ24.
  • Альфа-Банк.
  • Россельхозбанк.
  • Промсвязьбанк.
  • Райффайзенбанк.
  • МТС-Банк.
  • Газпромбанк.
  • Тинькофф.

Также к Эппл Пэй привязываются все карточки «Мегафон», «Билайн», «Кукуруза», «Яндекс.Деньги».

Как пользоваться Apple Pay?

Чтобы оплатить покупку посредством Apple Pay, достаточно поднести гаджет к пин-паду и приложить палец к Touch ID, подтвердив таким образом списание денежных средств.

Оплачивать с Apple Watch нужно несколько иначе: следует дважды нажать на кнопку, которая располагается на правом торце часов, и повернуть девайс экраном к пин-паду. Раздастся характерный звук – это значит, что оплата прошла успешно.

Если сумма покупки превосходит 1 000 рублей, может потребоваться ввести пин-код или расписаться на дисплее.

Заметка. Во время оплаты на гаджете обязательно должен быть активирован интернет — мобильный или вай-фай – для обмена данными. Если iPhone находится в авиарежиме, оплатить покупку не получится.

Многих юзеров интересует такой вопрос: приходится ли платить комиссию за использование Apple Pay? Верно, комиссия существует, но перечислять процент обязаны не владельцы девайсов, а банки и платёжные системы MasterCard и Visa – с каждой транзакции 0.15%. Сами пользователи ничего не переплачивают.

Заключение

«Яблочная» компания продолжает совершенствовать Эппл Пэй. С выходом в 2017 году у обладателей iPhone появилась возможность производить прямой денежный перевод. Сервис, позволяющий делать это, называется Apple Pay Cash, действует он, увы, пока только в США. Однако в том, что и до России Apple Pay Cash рано или поздно доберётся, нет сомнений.

Также Apple активно расширяет географию своей платёжной системы. По слухам, Apple Pay скоро появится и в других государствах бывшего СНГ. Первая на очереди Беларусь.

9 сентября 1952 г. вышло подписанное И.В. Сталиным Постановление СМ СССР о создании атомной подводной лодки (ПЛА). Общее руководство научно-исследовательскими работами и работами по проектированию объекта возлагалось на ПГУ при СМ СССР (Б.Л. Ванников, А.П. Завенягин, И.В. Курчатов), а строительство и разработка корабельной части и вооружения - на Министерство судостроительной промышленности (В.А. Малышев, Б.Г. Чиликин). Научным руководителем работ по созданию комплексной ядерной энергетической установки (ЯЭУ) был назначен А.П. Александров, главным конструктором ЯЭУ – Н.А. Доллежаль, главным конструктором лодки - В.Н. Перегудов.

Для руководства работами и рассмотрения научных и конструкторских вопросов, связанных с постройкой подводной лодки, при Научно-техническом совете ПГУ была организована Секция № 8, которую возглавил В.А. Малышев. Выполнение основных работ по ЯЭУ наряду с Курчатовским институтом поручалось Лаборатории "В", а ее директор Д.И. Блохинцев был назначен заместителем научного руководителя. Постановлением Совмина на Лабораторию "В" было возложено выполнение расчетно-теоретических работ, разработка твэлов, сооружение и испытание опытного реактора подводной лодки.

Первой и важнейшей задачей стал выбор типа реактора в качестве основного источника энергии, а также общего облика энергетической установки. Сначала это были реакторы на графитовом и бериллиевом замедлителе с тепловыделяющими трубами, несущими давление, близкие по типу к строящейся тогда Первой АЭС. Несколько позднее возникли установки, у которых замедлителем была тяжелая вода. И только потом (а по тем темпам это был один месяц!) появился корпусной водо-водяной реактор.

Таким образом, уже с самого начала в Лаборатории «В» рассматривались два варианта ЯЭУ для подводных лодок: с водным теплоносителем и жидкометаллическим теплоносителем свинец-висмут. По инициативе А.И. Лейпунского работы по созданию транспортных ядерных установок были начаты в Лаборатории «В» еще в 1949 г.

К этому времени было известно, что в США ведутся работы по установкам двух типов: реакторы на тепловых нейтронах с водой под давлением и реакторы на промежуточных нейтронах с натриевым теплоносителем. Поэтому работы по созданию энергетических установок для атомных подводных лодок были развернуты в двух направлениях: водо-водяные реакторы и реакторы с жидкометаллическим теплоносителем.

Выбор эвтектического сплава свинец-висмут как теплоносителя для ядерных реакторов был сделан А.И. Лейпунским еще до начала развертывания работ в СССР по атомным подводным лодкам. Как вспоминает главный конструктор ЯЭУ Н.А. Доллежаль: «Этот вариант особенно поддерживал Д.И. Блохинцев , в то время директор Лаборатории «В» в Обнинске, где академик Александр Ильич Лейпунский работал над вопросами использования техники быстрых нейтронов. Его идея заключалась в том, что можно создать ядерную энергетическую установку для подводной лодки, в реакторе которой в качестве теплоносителя использовался бы жидкий металл (например, сплав свинца и висмута), и он мог нагреваться до достаточно высокой температуры без создания давления. А.И. Лейпунский был выдающимся ученым, и сомневаться в серьезности его предложений оснований не было».

Научным руководителем работ по созданию реакторов с жидкометаллическим теплоносителем был назначен А.И. Лейпунский , а после его смерти в 1972 г. – Б.Ф. Громов . Проекты серийных реакторных установок для подводных лодок разрабатывали ОКБ «Гидропресс» (г. Подольск) и ОКБМ (г. Нижний Новгород), а проекты самих кораблей – Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения (СПМБМ) «Малахит».

В отличие от американцев, А.И. Лейпунский предложил и обосновал в качестве теплоносителя эвтектический сплав свинец-висмут, несмотря на его худшие теплофизические свойства в сравнении с натрием. Последующий опыт развития этих конкурирующих направлений подтвердил правильность выбора, сделанного им. (После нескольких аварий на наземном стенде-прототипе и опытной подлодке работы в США по этому направлению были прекращены.)

Одна из первых проблем возникла в самом начале работ при обосновании нейтронно-физических характеристик реактора с промежуточным спектром нейтронов, который формировался в активной зоне, из-за большой утечки нейтронов, обусловленной малыми размерами реактора и использованием бериллиевого замедлителя. А.И Лейпунский поставил перед В.А. Кузнецовым задачу создать критическую сборку, на которой можно было бы проверить методы и константы для расчета промежуточного реактора. Такая критсборка в 1954 г. была создана. Но 11 марта 1954 г., во время набора критмассы, произошел разгон реактора на мгновенных нейтронах. А.И. Лейпунский и все физики, занятые в эксперименте, были срочно госпитализированы в Москве.

Задача могла быть решена только при наличии крупномасштабных экспериментальных стендов, на которых оборудование отрабатывалось бы в условиях, близких к натурным. Поэтому в 1953 г. на базе Лаборатории «В» приступили к строительству полномасштабных стендов-прототипов ЯЭУ с водяным охлаждением (стенд 27/ВМ) и жидкометаллическим охлаждением (стенд 27/ВТ), которые были введены в эксплуатацию соответственно в 1956 и 1959 гг. Эти стенды представляли собой реакторные и турбинные отсеки атомных подводных лодок. На длительный срок они стали основной экспериментальной базой ФЭИ и Курчатовского института для отработки реакторов новых типов, равно как и базой Обнинского учебного центра ВМФ по подготовке экипажей подводных лодок.

Крейсерская атомная подводная лодка К-27 (проект 645)

Первая советская крейсерская атомная подводная лодка К-27 (проект 645) с ЯЭУ, охлаждаемой жидким металлом, в 1963 г. успешно прошла государственные испытания. В 1964 г. она совершила дальний поход в экваториальную Атлантику, во время которого (впервые в советском ВМФ) без всплытия в надводное положение прошла 12 278 миль за 1240 ходовых часов (51 сутки). Командиру лодки И.И. Гуляеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Моряки дали высокую оценку ядерной энергетической установке. От Лаборатории "В" в этом уникальном походе участвовал один из создателей ЯЭУ, главный инженер стенда 27/ВТ К.И. Карих. В 1965 г. К-27 совершила второй поход, став первой советской атомной подводной лодкой, скрытно проникшей в Средиземное море.

В это время развернулось создание серии лодок второго поколения с ЯЭУ, использующей жидкометаллический теплоноситель свинец-висмут. В начале 1960-х годов в связи с созданием и выходом на боевое патрулирование в океан подводных ракетоносцев США, получивших название в западном мире «убийцы городов» (по типу выбора целей – их ракеты были нацелены на наши города), в СССР было принято решение о создании специальных противолодочных подводных лодок. Одним из пунктов программы стало задание на постройку малой скоростной автоматизированной лодки – истребителя подводных лодок, т.е. истребителя «убийц городов».

Проектирование атомной подводной лодки проекта 705 (советский шифр «Лира») началось после выхода Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР летом 1960 г. Главная задача – создание высокоманевренной, скоростной, малого водоизмещения подводной лодки с ЯЭУ, с титановым корпусом, с резким сокращением численности экипажа, с внедрением новых образцов оружия и технических средств.

Важнейшим элементом паропроизводящей установки новой лодки был ядерный реактор с теплоносителем свинец-висмут, разработанный под научным руководством ФЭИ. Тяжелая биологическая защита и невысокие параметры пара ЯЭУ с водо-водяным реактором (на тот период) приводили к большому удельному весу реакторной установки. Новый реактор с жидкометаллическим теплоносителем позволял сократить водоизмещение, диаметр прочного корпуса и длину подводной лодки, увеличить скорость подводного хода. Благодаря этому принципиальнымотличием новой паропроизводящей установки являлись компактность, блочность компоновки, высокая степень автоматизации и маневренность, хорошие экономические и массогабаритные показатели.

Атомная подводная лодка проекта 705

Особое место в освоении реакторов со свинцово-висмутовым теплоносителем заняла проблема технологии этого теплоносителя. Под этим словосочетанием понимаются методы контроля и поддержания требуемого качества теплоносителя и чистоты первого контура в ходе эксплуатации реакторной установки. Важность этой проблемы была осознана после аварии реактора на лодке К-27 в мае 1968 года. Соответствующие методы и устройства поддержания качества теплоносителя были разработаны, когда завершалось строительство запланированной серии ПЛА проектов 705 и 705К.

Первая крейсерская подводная лодка нового типа К-64 в декабре 1971 года была принята в опытную эксплуатацию. И хотя в составе флота несли боевую службу только шесть кораблей этого типа, появление в океане новой советской противолодочной субмарины наделало много шума и стало для ВМС США неприятной неожиданностью. Американские подводные стратегические ракетоносцы были поставлены в трудное тактическое положение. Малые размеры подводных лодок проекта 705, значительный диапазон глубины погружения, высокая скорость полного хода позволяли ей осуществлять маневрирование на максимальной скорости, невозможное для всех других типов подводных лодок, и даже уходить от противолодочных торпед. Корабли этого проекта за свои скоростные и маневренные качества были занесены в «Книгу рекордов Гиннеса».

«Сейчас, оглядываясь назад, - пишет главный конструктор СПМБМ «Малахит» (где разрабатывался проект лодки) Р.А. Шмаков, - следует признать, что эта лодка была проектом XXI века. Она обогнала свое время на несколько десятилетий. Поэтому не удивительно, что для многих специалистов, испытателей, личного состава ВМФ она оказалась слишком трудной в освоении и эксплуатации».

«Идея создания такой лодки, какой стала ПЛА проекта 705, - отмечает заместитель главного конструктора проекта Б.В. Григорьев, - могла реализоваться только в 1960‑х годах, когда советское общество находилось на подъеме, открывались новые направления научных исследований и разработок, а оборона страны была важнейшим государственным приоритетом.» «Атомная подводная лодка проекта 705, – по определению секретаря ЦК КПСС и министра обороны СССР Д.Ф. Устинова, – стала общенациональной задачей, стала попыткой осуществить рывок для достижения военно-технического превосходства над западным блоком».

Командиры и офицеры подводных лодок с реакторными установками, разработанными в ФЭИ, давали очень высокую оценку самой лодке и её ядерной энергетической установке, называя ее «чудо-лодкой», сильно опередившей своё время.

Сегодня можно считать общепризнанным, что в ФЭИ под руководством А.И. Лейпунского заложены основы нового направления ядерной энергетики, а также в промышленном масштабе продемонстрирована уникальная реакторная технология. Это позволило обеспечить компактность реакторной установки, что важно при создании подводных лодок ограниченного водоизмещения, обеспечить высокие маневренные качества, повысить надёжность и безопасность реакторной установки.

Большой вклад в развитие этого направления внесли А.А. Бакулевский, Б.Ф. Громов , К.И. Карих, В.А. Кузнецов, И.М. Курбатов, В.А. Малых , Г.И. Марчук , Д.М. Овечкин , Ю.И. Орлов, Д.В. Панкратов, Ю.А. Прохоров, В.Н. Степанов, В.И. Субботин , Г.И. Тошинский, А.П. Трифонов, В.В. Чекунов и многие другие.

И вот, спустя несколько дней после этого, главный конкурент Самсунга так же запустил в России свой аналогичный продукт — Apple Pay . Они практически полностью аналогичны, из-за чего в Интернете постоянно появляются шутки по поводу того, кто у кого украл идею. Хотя, конечно же, это не более чем вымысел.
А ещё уже не за горами появление и третьей мобильной платёжной системы — Android Pay, которая не заставит себя ждать. Но ней мы поговорим отдельно, когда она появится в нашей стране. А пока давайте рассмотрим яблочный платёжный сервис подробнее. Ведь для многих обладателей iPhone это будет не только интересно, но ещё и очень-очень удобно!

Как работает бесконтактная платёжная система Эпл Пей?!

Тут всё очень просто! На телефоне делается электронная копия банковской карты, которая хранится в специальном защищённом хранилище, отделённом от операционной системы в целях безопасности.
В тот момент, когда Вам надо расплатиться в магазине или ином месте, Вы просто Вынимаете телефон и прикладываете его к терминалу.Далее, за счёт технологии, очень близкой к всем известному BlueTooth, между ними происходит обмен данными и осуществляется платёж.

Плюсы очевидны:
+ Вам не надо постоянно носить кредитную или дебетную карту с собой, так как теперь она хранится в телефоне, который как раз у современного человека всегда под рукой.
+ Вы не «светите» свою карточку и её пин-код.
+ С точки зрения безопасности, Эпл Пей тоже весьма и весьма надёжен. При платеже от телефона к терминалу передаётся безопасный одноразовый токен. Даже если злоумышленникам удастся перехватить обмен данными, то это ничего им не даст.
+ Даже если Вы потеряете свой Айфон или его у Вас украдут, то использовать слепок Вашей карты Всё равно не получится. Доступ к ней возможен только по отпечатку пальца владельца.

Минусы сервиса:
— к сожалению, банковские терминалы с поддержкой бесконтактной технологии NFC в России пока не так распространены, как за рубежом. Но постепенно старые аппараты будут вытеснены новыми.
— пока что Эпл Пей в России работает только с картами MasterCard. Поддержку VISA обещают, но как скоро — пока не известно.
— банки, работающие с Apple Pay пока немногочисленны. В течение первого месяца это будет только Сбербанк. Позже список расширится до 10 банков, среди которых будут ВТБ, Тинькофф, Альфа-Банк, Открытие, Яндекс.Деньги, БинБанк и Райфайзенбанк. А уж как он будет расширятся в дальнейшем — пока не известно.

На каких устройствах работает Apple Pay?
Список аппаратов, умеющих работать с платёжным сервисом на октябрь 2016 следующий:

IPhone SE iPhone 6 iPhone 6 Plus iPhone 6S iPhone 6S Plus iPhone 7 Plus iPhone 7S iPhone 7S Plus iPhone 7 iPad Pro iPad Air 2 iPad mini 3 iPad mini 4

Так же стоит отметить, что провести бесконтактный платёж можно и с помощью Apple Watch.

Для этого надо сначала привязать карту в приложении MyWatch. Затем, при совершении оплаты,просто поднести «умные» часы к банковскому терминалу.

Как настроить Apple Pay на iPhone и iPad?!

В принципе, как-то хитро настраивать Айфон для того, чтобы пользоваться бесконтактными платежами, нет никакой необходимости. Главное, чтобы у Вас на устройстве была установлена последняя версия iOS.

Теперь на экране появится рамка, в которую, с помощью камеры смартфона, надо поместить свою банковскую карточку. Вот так:

В принципе, данные с карты Айфон должен распознать самостоятельно, но если сделать это не получится — от Вас потребуется сделать это самостоятельно:

Так же, нужно будет внести срок действия и код безопасности.

Примечание:
Если Вы являетесь клиентом Сбербанка, то Вы так же можете добавить карту прямо из приложения Сбербанк.Онлайн. Для этого там есть отдельный пункт «Подключить Apple Pay»:

Там так же необходимо сделать снимок карты памяти и пройти проверку через SMS-код.

Если у Вас остались вопросы и Вы не поняли как работает apple Pay — смотрите видео:

К одним из самых больших в мире атомных подводных лодок можно с уверенностью отнести тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Классификация НАТО – SSBN «Typhoon». В 1972 году после получения задания, в ЦКМБМТ «Рубин», приступили к разработке данного проекта.

История создания

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на проектирование, С.Н. Ковалев был назначен главным конструктором проекта. Разработка и создание нового типа подводных крейсеров позиционировалось как ответ на строительство ПЛАРБ типа «Огайо» в США. На вооружении планировалось использовать твердотопливные трехступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39 (РСМ-52), габариты этих ракет и обусловили размеры нового корабля. Если сравнивать с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащены ПЛАРБ типа «Огайо», то ракета Р-39 обладает значительно лучшими характеристиками в дальности полета, забрасываемой массы и имеет 10 блоков, в то время как у «Трайдента» таких блоков 8. Но при этом Р-39 значительно превосходит размерами, она почти вдвое длиннее, и имеет массу втрое больше американского аналога. Компоновка РПКСН по стандартной схеме не подходила для размещения ракет столь большого размера. Решение о начале работ по строительству и проектированию стратегических ракетоносцев нового поколения было принято 19 декабря 1973 года.

В июне 1976 года на предприятии «Севмаш» была заложена первая лодка этого типа ТК-208, которая спущена на воду 23 сентября 1980 года (аббревиатура ТК означает «тяжелый крейсер»). Изображение акулы было нанесено в носовой части, ниже ватерлинии, перед спуском лодки на воду, позже на форме экипажа появились нашивки с акулой. 4 июля 1981 года головной крейсер вышел на морские испытания, на месяц ранее американской ПЛАРБ «Огайо», проект которой был запущен раньше. 12 декабря 1981 года вступила в строй ТК-208. В период с 1981 по 1989 год введено в строй и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Седьмой корабль данной серии так и не был заложен.

Более 1000 предприятий бывшего Союза обеспечивало строительство подводных лодок данного типа. 1219 сотрудников «Севмаша», участвовавших в создании корабля были награждены правительственными наградами.

Заявление о создании лодок серии «Акула» прозвучало на XXVI съезде КПСС от Брежнева, который заявил: У нас имеется система «Тайфун», аналогичная новой американской подводной лодке «Огайо» вооруженную ракетами «Трайдент-I». «Тайфуном» новая лодка «Акула» была названа умышленно, на тот момент холодная война еще не была окончена, для введения противника в заблуждение и прозвучало название «Тайфун».

В 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз, водоизмещение которого составляло 16 000 тонн, количество принимаемых ракет на борт 16 БРПЛ. Транспорт получил название «Александр Брыкин» и был предназначен для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами.

Длительный высокоширотный поход в Арктику был осуществлен в 1987 году лодкой ТК-17 «Симбирск». Во время этого похода была произведена неоднократная замена экипажей.

На ТК-17 «Архангельск» при проведении учебного пуска в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета, пуски проводились в Белом море 27 сентября 1991 года. При взрыве сорвало крышку ракетной шахты и выброшена в море боевая часть ракеты. После этого инцидента лодка встала на небольшой ремонт, экипаж при взрыве не пострадал.

«Одновременный» пуск 20 ракет Р-39 прошел на испытаниях проводимых Северным флотом в 1998 году.

Особенности конструкции

Энергетическая установка на лодках данного типа выполнена в виде двух независимых эшелонов, которые расположены в прочных корпусах, корпуса эти разные. Для контроля состояния реакторов используется импульсная аппаратура, на случай потери электроснабжения реакторы оснащены системой автоматического гашения.

Еще на стадии проектирования в техническое задание был включен пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, в связи с этим проведена разработка и ряд экспериментов, в опытных отсеках, методов расчета динамической прочности наиболее сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Так как стандартные цеха не подходили для постройки лодок типа «Акула», пришлось возводить новый цех за номером 55 на «Севмаше», который в настоящее время является одним из самых больших крытых эллингов в мире.

Подводные лодки типа «Акула» обладают достаточно большим запасом плавучести 40%. За то что половина водоизмещения на лодках этого типа приходится на балластную воду, они получили неофициальное название на флоте — «водовоз», еще одно неофициальное название «победа техники над здравым смыслом» было присвоено лодке в конкурирующем КБ «Малахит». Существенной причиной повлиявшей на принятие такого решения было требование обеспечить наименьшую осадку корабля. Данное требование было вполне обоснованно получением возможности использования уже существующих ремонтных баз и пирсов.

Именно большой запас плавучести вместе с достаточно прочной рубкой дают возможность проломать лед, толщина которого составляет до 2,5 метров, это позволяет вести боевое дежурство в северных широтах практически до северного полюса.

Корпус

Одной из особенностей конструкции лодки является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри легкого корпуса. Два из которых, основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, расположены по принципу катамарана – параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами Д-19 находятся в передней части корабля, между главными прочными корпусами.

Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Такое размещение трех отсеков между основными корпусами лодки существенным образом повышает пожаробезопасность и живучесть лодки. Согласно мнению генерального конструктора С.Н. Ковалева:

«Произошедшее на «Курске» (проект 949А), на подводных лодках проекта 941, не могло привести к таким катастрофическим последствиям. Торпедный отсек на «Акуле» выполнен в виде отдельного модуля. В случае взрыва торпеды не могло произойти разрушения нескольких основных отсеков и гибели всего экипажа.»

Главное корпуса соединяются между собой тремя переходами: в носу, в центре и в корме. Переходы проходят через промежуточные отсеки капсулы. Количество водонепроницаемых отсеков на лодке – 19. Спасательные камеры, размещенные у основания рубки под ограждением выдвижных устройств, способны вместить весь экипаж. Количество спасательных камер -2.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, легкий корпус – стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн. Американские специалисты считают, что звукоизолирующим покрытием снабжены так же прочные корпуса лодки.

На корабле установлено развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, которое имеет размещение непосредственно за винтами. Убирающимися выполнены передние горизонтальные рули.

Для осуществления возможности несения дежурства в северных широтах, ограждение рубки изготовлено очень прочным, имеющим способность проломать лед, толщина которого составляет от 2 до 2,5 метров (в зимний период толщина льда в Северном ледовитом океане может быть от 1,2 до 2 метров, иногда достигает 2,5 метров). Снизу поверхность льда составляют наросты в виде сосулек или сталактитов имеющих довольно большие размеры. Во время всплытия на лодке убираются носовые рули, а сама она прижимается к ледяному слою специально приспособленным для этого носом и рубкой, затем осуществляется резкий продув цистерны главного балласта.

Силовая установка

Проектирование главной ядерной энергетической установки осуществлено по блочному принципу. В главную установку входят два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 тепловая мощность которых на валу составляет 2х50 000 л.с. а так же в обоих прочных корпусах расположены две паротурбинные установки, это значительным образом повышает живучесть лодки.

На лодках проекта «Акула» применяется двухкаскадная система резинокордной пневматической амортизации и блочная система механизмов и оборудования, что позволяет значительным образом улучшить виброизоляцию узлов и агрегатов, и таким образом снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для снижения уровня шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Система резервного средства движения включает в себя два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. При маневрировании в стесненных условиях на лодке используются подруливающее устройство, представляющее из себя две откидные колонки с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Эти устройства размещаются в носовой и кормовой части корабля.

Размещение экипажа

Размещение экипажа осуществляется в условиях повышенной комфортности. На подводных лодках проекта «Акула» предусмотрен салон для отдыха экипажа, плавательный бассейн размерами 4х2 метра глубина которого 2 метра, бассейн заполняется пресной либо соленой забортной водой с возможностью подогрева, спортзал, солярий, сауна, а так же «живой уголок». Размещение рядового состава происходит в маломестных кубриках, командный состав размещен в двух либо четырехместных каютах обеспеченных умывальниками, телевизорами и кондиционерами. Кают-компании две: одна для офицеров, а вторая для матросов и мичманов. За условия комфортности созданные на лодке, среди моряков она получила название «плавучий «Хилтон»».

Вооружение

Основным вооружением ТК являются 20 трехступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39 «Вариант». Стартовая масса данных ракет вместе с пусковым контейнером составляет — 90 тонн, а длинна 17,1 м, это наибольшая стартовая масса из всех принятых на вооружение БРПЛ.

Ракеты имеют разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полета ракет – 8 300 км. В связи с тем, что Р-39 имеют достаточно большие габариты, единственным их носителем являются лодки проекта 941 «Акула».

Испытания ракетного комплекса Д-19 проводились на специально переоборудованной дизельной субмарине К-153 (проект 619), на ней была размещена только одна шахта для Р-39, количество запусков бросковых макетов ограничено семью.

запуск ракеты Р-39 с подводной лодки проекта 941 «Акула»

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлен старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

Использование амортизационной ракетно-стартовой системы АРСС позволяет осуществить старт ракеты с помощью порохового аккумулятора давления из сухой шахты, это в значительной мере уменьшает уровень предстартового шума, а так же сокращает интервал между запусками ракет. Одной из особенностей комплекса является подвешивание ракет у горловины шахты при помощи АРСС. На стадии проектирования было предусмотрено размещение боекомплекта из 24 ракет, однако решением главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова, число ракет было сокращено до 20.

Разработка нового усовершенствованного варианта ракеты Р-39УТТ «Барк» была начата после принятия постановления правительства в 1986 году. На новой модификации ракеты планировалось реализовать систему прохождения через лед, а так же увеличить дальность до 10 000 км. По плану, перевооружить ракетоносцы было необходимо до 2003 года к моменту истечения гарантийного ресурса ракет Р-39. Однако, испытания новых ракет прошли не удачно, после третьего пуска закончившегося провалом, в 1998 году Министерством обороны принято решение о прекращении работ над комплексом, к моменту принятия такого решения готовность комплекса составляла 73%. Разработка другой твердотопливной БРПЛ «Булава» была поручена Московскому институту теплотехники, разработавшему сухопутную МБР «Тополь-М».

Помимо стратегического вооружения, на лодках проекта 941 «Акула» размещено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, которые могут быть использованы для постановки минных заграждений стрельбы ракето-торпедами и обычными торпедами.

Система противовоздушной обороны обеспечена восемью комплексами ПЗРК «Игла-1».

Лодки проекта «Акула» оснащены радиоэлектронным вооружением следующих типов:

    • «Омнибус» — боевая информационно-управляющая система;
    • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 установлен цифровой «Скат-3»);
    • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
    • эхоледомер МГ-518 «Север»;
    • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
    • навигационный комплекс «Симфония»;
    • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
    • телевизионный комплекс МТК-100;
    • две антенны буйкового типа, позволяют принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Интересные факты
    • Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»
    • За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году
    • Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса
  • Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны.