Как модернизировать систему крепления радиатора процессора компьютера. Как снять кулер и как установить процессор и кулер


Настольный компьютер нуждается в периодической профилактике, например, чистке от накопившейся пыли или замене комплектующих, в том числе самого кулера или процессора. CHIP расскажет как снять кулер с процессора, почистить его и затем правильно установить на место.

Осмотр и предосторожности

Прежде, чем приступить непосредственно к разборке вашего ПК, стоит позаботиться о том, чтобы правильно потом все собрать и подсоединить. Т.к. операцию по демонтажу комплектующих из корпуса удобнее всего делать на столе, а не под ним, желательно отсоединить от него все подключенное оборудование. Запомните, какие устройства подключены к каким портам, а лучше сфотографируете тыльную часть вашего системного блока, чтобы можно было потом все подключить в обратной последовательности. Особенно это может быть важно для USB-портов, в которые обычно подключены принтеры, сканеры и мышь с клавиатурой. Если при последующей сборке вы подсоедините их к другим USB разъемам, то Windows определит их как новое устройство и начнет поиск для них драйверов, что не всегда может закончиться удачно с первого раза. Кроме того, многоканальные наушники и колонки, подключаемые к аудио разъемам 7.1 не всегда внятно обозначены, поэтому либо сфотографируйте текущее расположение штекеров, либо подпишите, какой из них к какому цвету подключен. После такой подготовки можно смело отключать питание и отсоединять от ПК штекеры.

Корпус ПК обычно металлический и через него хорошо уходит статический заряд, накопленный на вашей одежде и вашим телом в сухом воздухе квартиры. Постарайтесь не надевать шерстяную или синтетическую одежду и перед касанием в ПК каких-либо комплектующих постарайтесь снять заряд, коснувшись рукой чего-то металлического в квартире, например, водопроводного крана. Лучше всего надеть антистатический браслет, но обойдемся без него.

Снимите с ПК левую боковую крышку (если смотреть на ПК) и положите его лицевой стороной вправо. Так вам будут лучше доступны устройства, которые понадобится снять перед демонтажем кулера. Осмотрите внутренности компьютера и определите, что есть что. Ближе всего к вам располагается видеокарта, за ней - непосредственно кулер процессора, а справа от CPU - оперативная память. Если в вашем ПК использовалась отдельная аудиоплата или плата видеозахвата, то они обычно располагаются в самых нижних слотах PCI Express и их снимать не обязательно, т.к. они не будут мешать процессу извлечения.

Кроме того, запомните, от какого оборудования куда идут провода, чтобы при обратной сборке подсоединить их на место. Обычно это провод дополнительного питания процессора, провод кулера CPU и провод дополнительного питания видеокарты.

Извлечение мешающих компонентов

Для начала необходимо отключить провода питания процессора и видеокарты. Затем расфиксируйте защелки и отвинтите винт, удерживающий металлическую планку видеокарты. Для того, чтобы вытащить графический адаптер, под самим модулем нащупайте справа пластиковый фиксатор и нажмите на него (или сдвиньте вправо). Теперь видеокарту можно спокойно извлечь из слота PCI Express.




После этого нужно аккуратно извлечь из слотов все планки оперативной памяти. Для этого в верхней части каждой из них нажмите на рычажок от планки вниз. Модуль приподнимется, после чего его можно вытаскивать. Чтобы при обратной сборке его поставить на место, аккуратно вставьте в паз сначала его нижний край, выровняйте почти горизонтально и надавите на планку памяти до щелчка. Верхний фиксатор сам должен защелкнуться.

Настал момент выяснить, как снять вентилятор с кулера процессора. Отсоедините провод питания кулера и затем аккуратно поддев пружинки, удерживающие вентилятор, снимите его с радиатора. Теперь фиксаторы радиатора получили свободный доступ.
Лопасти вентилятора, если они имеют сильное загрязнение поверхности, протрите смоченной водой поролоновой губкой. Если радиатор и место вокруг процессора сильно загрязнены пылью, пропылесосите их с применением ворсистой щетки.


Снимаем кулер с процессора

Эта процедура не сложная и заключается либо в снятии металлического замка, либо в повороте и вытаскивании пластиковых защелок. В последнем случае верхние шляпки пластиковых штырьков нужно поворачивать против часовой стрелки и вытаскивать вверх. Ниже мы расскажем, как снять кулер с процессора на защелках. Такие конструкции используют как для процессоров AMD, так и Intel.


После того, как радиатор будет снят с процессора, необходимо аккуратно очистить соприкасаемые поверхности процессора и радиатора от остатков старой термопасты и нанести на верхнюю часть процессора тончайший ровный слой новой термопасты. Теперь вы знаете, как правильно установить кулер на процессор.


Приветствую вас друзья на своем сайте, сегодня поговорим про кулер. Можно сказать, что каждый пользователь персонального компьютера знает, что такое кулер и почти каждому пользователю пришлось снять кулер для очистки от пыли или установить новую. Рассмотрим процесс как снять кулер, как установить кулер и процессор.

Кулер-это радиатор предназначены для охлаждения нагреваемые устройство. Она состоит из тонких металлических пластинок и вентилятора.

При нагрузке процессора пластины нагреваются, поток воздуха направляемая вентилятором охлаждает эти пластины за счет чего предотвращает нагрев системы.

Кулеры бывают разные: шумные, бесшумные, слабый, мощный. В основном качество кулера оценивают по уровни шума. Хорошим кулером считают тот кулер у которой уровень шума колеблется в диапазоне 20 децибел, это как слушать человека, говорящий шепотом на расстоянии 1 метр от вас.

Процесс снятие кулера

Данная статья будет полезна особенно новичкам, при чистке кулера от пыли, которая необходима произвести хотя бы один раз в месяц и при замене термопасты.

Перед тем как приступить необходимо полностью отключить процессор от источника питания. У каждого системного блока сбоку есть съемная крышка, откручиваем на задний панели два винтика и снимаем крышку.

Как мы говорили выше кулеры бывают разные не только по мощности и комфорта но и по внешности. Некоторые модели крепится на материнскую плату при помощи одной защелке, а другие сидят на четырех ножках смотрим картинку ниже

В моем случае кулер крепится на одним защелка. Аккуратно снимаем кулер и отсоединяем провода. В частности, при снятии кулера процессор находящиеся под ней прилипает и снимается вместе с кулером.

Отделяем процессор от кулера аккуратно без резких движений. Следите за тем чтобы ножки на процессоре ни в коем случае не деформировались, противном случае компьютер не включится.

А сейчас необходимо очистить кулер от пыли. Для этого нам понадобится кисточка или сжатый воздух. Еще нужно проверить термопасту на кулере, если она совсем сухая, то необходимо ее сменить на новый во избежание перегрева системы.

Процесс установки кулера

Первую очередь нужно установить процессор. Здесь нужно быть внимательным и очень осторожным. У процесса и у гнезда процессора есть маркировки чтобы правильно поставить процессор на место. Смотрим на картинку

Поднимаем ручник под 90 градусов, вставим процессор и опускаем ручник на прежнее положение.

Не в коем случае не давите на процессор, в противном случаи, вы деформируете микро-ножку на процессоре. Если по какой-то причине вы деформировали ножку, не нужно паниковать мы постараемся поправить его на прежнее место. Берем процессор и смотрим на тот ряд ножек где мы произвели деформации, и постараемся сделать так, что ножка не выпиралось из ряда остальных ножек. Такой процесс производим и с другой стороны. Если вы не поняли в чем речь пишите комментариях.

Всё теперь процессор мы поставили на место. А сейчас необходимо поставить кулер фиксируя процессор центре у кулера.

Если вы все сделали правильно кулер садится плавно. При установке кулера ни в коем случае не давите иначе процессор получает повреждения.

Последний конечный штрих подключаем провода к вентилятору на прежней разъем.

Вот и все друзья, теперь у вас в руках есть грамотная инструкция как снять кулер, как установить кулер и процессор.

Если у вас что-то не получается или возникли какие-то вопросы, пишите в комментариях. Надеюсь информация была полезной до новых встреч пока!

Комп перегревается, вы решаете сменить термопасту. Ок. но... не тут то было!

Эта статья расскажет, как правильно и безопасно снять кулер с процессора. Пытаясь оторвать прикипевший к ЦП вентилятор велик шанс повредить “сердце” вашего компьютера. Как этого избежать? Постараюсь описать правильный алгоритм и возможные ситуации, погнали.

Как снять вентилятор с процессора: алгоритм действий.

1. Компьютер перед началом должен быть полностью отключен от сети. Это понятно, другое дело: стоит ли дожидаться полного остывания?

Дать остыть радиатору — мнения расходятся.

С одной стороны, это верно: ЦП может греться до 90 градусов, обожжёте руки. Но при высоких температурах термопаста, которая находится между процессором и вентилятором более податлива ; иными словами в сухом состоянии процесс снятия кулера может стать настоящей проблемой. Но это работает не для всех типов термопаст. С КПТ-8 не прокатит: она пастообразна при любой температуре.

Советую снимать вентилятор, когда радиатор ещё не до конца остыл. При прикосновении к нему руке будет тепло, но не горячо.

2. Отключаем питание кулера.

Для этого тянем штекер строго вертикально.

Любые расшатывания недопустимы. Сломаете иголку.

3. Снять крепление вентилятора.

Тип крепежа зависит от материнской платы и каждого конкретного устройства. На одних компьютерах используются скобы, на других — какие-нибудь защёлки. По началу, это кажется проблемой, но по факту — ничего сверх сложного.

Если имеются болтики, то откручивать их следует против часовой стрелки.

4. Выше была прелюдия, теперь совершим само действие. Когда всё отсоединено, вытаскивайте кулер с радиатором. И тут придут они. ПРОБЛЕМЫ.

С 90% вероятностью ЦП в прямом смысле слова прилип к охлаждению. Из-за термопасты. Будьте предельно осторожны: расшатывайте вверх-вниз, налево- направо, по часовой стрелке и т.п. Постепенно увеличивайте силу и амплитуду. Спешить или сразу проявлять чрезмерные усилия воспрещается.

Не удивляйтесь и не пугайтесь , если вместе с охлаждением вы вытащите из родного гнезда процессор.

P.S. включать комп без вентилятора — это убить процессор. С гарантией и контрольным выстрелом. Не надо так. Так же перед сборкой не поленитесь , удачи!

Увеличение акустического шума, исходящего из системного блок компьютера обычно связано с нарушением работы вентиляторов (кулеров) охлаждения процессора, видеокарты или установленных в корпусе системного блока. Сначала шум появляется в момент включения компьютера и через пару минут исчезает. Шум пропадает, так как смазка на оси крыльчатки от ее вращения разогревается, делается более жидкой и проникает в подшипник. Но со временем шум становится постоянным, так как вся смазка израсходовалась. Если появился шум, необходимо срочно смазать подшипник кулера, иначе он износится и придется заменять кулер новым .

Смазывать подшипники кулера нужно машинным маслом. Пробуя разные смазочные материалы, опытным путем я нашел лучшую для подшипников кулеров смазку заводского или самостоятельного приготовления. Если нет под рукой никакого масла, то сгодится пара капель моторного масла, взятая со щупа проверки уровня масла в двигателе автомобиля.

Смазка подшипников качения (шариковые) и скольжения кулера не всегда приводит к успеху, если шум идет из-за физического износа оси, втулки, обоймы и шариков. В этом случае добиться положительного результата получится только на короткое время. Если же кулер шумит или медленно вращается (кстати, одна из причин замедления быстродействия компьютера и зависания в целом в результате перегрева процессора) из-за высыхания или запустения смазки, то новая смазка продлит срок эксплуатации кулера, как минимум вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Кулеры, установленные для охлаждения процессора, блока питания, видеокарты по конструкции устроены одинаково. Только отличаются способом крепления, габаритными размерами и производительностью. Поэтому разбираются и смазываются любые, установленные в компьютере кулеры по одинаковой технологии.

Чтобы смазать кулер его необходимо снять с радиатора и разобрать. Без снятия кулер смазать невозможно, так как сторона доступа к месту смазки обычно прижата к радиатору. На радиатор процессора кулер зачастую крепится на защелках, которые на первый взгляд незаметны. Об одном из распространенных вариантов крепления кулера на радиатор процессора можете почитать в статье «Как снять кулер с радиатора процессора» .

Чтобы разобрать кулер для смазки, нужно со стороны, к которой подходят провода, аккуратно отклеить этикетку, которая приклеена липким слоем. Отдирать ее, чтобы не повредить, следует медленно.

В некоторых образцах кулеров установлена резиновая пробка. Для того чтобы ее вынуть, нужно поддеть пробку за край острым инструментом и извлечь. Это легко сделать, так как пробка просто вставлена с натягом.

Крыльчатка в корпусе кулера удерживается плоской пластиковой разрезной шайбой, зафиксированной в проточке оси. Для того, чтобы вынуть крыльчатку для смазки подшипника эту шайбу нужно снять.

Извлекать шайбу надо очень осторожно двумя инструментами. Разрез на глаз незаметен и нужно иглой, слегка надавливая, вести по кругу шайбы, пока не зацепите за место разреза. Маленькой отверткой прижимаете шайбу рядом с местом разреза с одной стороны, а шилом или иголкой поддеваете за другую сторону от места разреза и извлекаете по кругу шайбу с паза.

Делать эту операцию надо осторожно, чтобы не поломать и не потерять шайбу. Случается она улетает и приходится долго искать. Без этой шайбы кулер работать не сможет, так как крыльчатка не будет закреплена.


Извлекается резиновое колечко и вынимается крыльчатка. С ее оси снимается еще одно резиновое колечко.

У давно работающего кулера резиновые колечки могут быть полностью истерты и на месте их установки остались только продукты износа. К сожалению, такие резиновые колечки как запчасти не продаются, а без них даже смазанный подшипник кулера может издавать шум из-за продольного смещения оси крыльчатки во время работы. Если есть старые кулеры, можно попробовать колечко снять с них, может они уцелели. Обычно большему износу подвергается резиновое кольцо, установленное у фиксирующей шайбы, так как при работе кулера все давление ложится на него.

Как смазать кулер

Прежде, чем наносить графитную смазку на поверхности подшипника кулера нужно салфеткой, смоченной любым растворителем, удалить старую смазку и продукты износа подшипника, особенно тщательно из отверстия втулки подшипника. Тонким слоем на трущиеся части подшипника кулера наносится свежая графитная смазка, и кулер собирается в обратном порядке.

Если этикетка порвалась или не хочет прилипать, то скорее всего на поверхность корпуса кулера попала смазка. Нужно удалить ее растворителем. Если наклейка порвалась или клейкий слой потерял клеящие свойства, то вместо нее можно наклеить скотч, чтобы защитить подшипник от попадания пыли.

Графит сам по себе является смазкой потому, что его кристаллы чешуйчатые и плотно покрывают поверхность тонким слоем. Масло выполняет скорее связующую графит функцию. Нанесение самостоятельно изготовленной графитной смазки на изнашивающиеся поверхности подшипника, в сочетании синтетического машинного масла и графита обеспечит длительный срок работы кулера без замены и технического обслуживания.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Из чего изготовить разрезную пластиковую шайбу
Где найти для замены резиновое кольцо

По электронной почте мне пришло письмо, в котором посетитель сайта Василий поделился своим опытом ремонта кулеров. Его советы мне понравились, полагаю, что они пригодятся многим, кто столкнется с ремонтом кулера.

✔ Если потерялась или поломалась разрезная пластиковая шайба, то её можно сделать из пластиковой карты проездного билета, главное подобрать карту подходящей толщины. Подойдут и визитки, которые изготовлены из такого же материала.

✔ Если рассыпалось, порвалось или потерялось резиновое кольцо, то его донором может послужить газовая зажигалка. Подходящее по размеру резиновое кольцо в ней есть под клапаном. В разных моделях зажигалок кольцо разной толщины, так что надо подобрать подходящее. Если попалось кольцо толще, чем надо, то его нужно установить на низ оси крыльчатки, а под фиксирующую шайбу подложить то, что ранее стояло на оси крыльчатки снизу.

Нашёл в своих железках пару стареньких вентиляторов и решил разобрать их, чтобы посмотреть как они устроены. К тому же раньше никогда ещё не доводилось разбирать такие вентиляторы полностью. Всё время ограничивался обычным отклеиванием наклейки, выниманием пробки и доливанием пары капель масла на подшипник. Оба эти вентилятора из двух разных блоков питания, один на 120 мм, второй 80 мм. Но и на корпус системного блока крепят точно такие же, для нагнетания в него холодного воздуха или же для откачки горячего. Так что на примере этих, вы сможете провести профилактику своим вентиляторам.

Думал сделать обзор на оба вентилятора, как никак маленькому вентилятору около 15 лет, но в последствии выяснилось что конструкция у них практически одинаковая. Отличия заметны разве что в размере и форме корпуса, крыльчатки и платы двигателя. Поэтому опишу процесс разборки на большом вентиляторе (120мм).

Для начала отклеиваем наклейку, под которой прячется резиновая пробка.

Отвёрткой или чем то острым, подковыриваем и вынимаем пробку.

Под пробкой виднеется металлическая ось крыльчатки, на которую одета разрезная, белая, пластиковая стопорная шайба. Если её плохо видно из-за старой смазки, то протрите её ватной палочкой.

Вставляем узенькую отвёртку в разрез стопорного кольца и поворачиваем на 90 градусов чтобы кольцо раздвинулось. После чего поддеваем отвёрткой кольцо и снимаем его с оси крыльчатки. Во время этого процесса, шайба может запросто выстрелить и укатиться куда нибудь, как правило в самое труднодоступное место, под стол, диван, плинтус и т.д.

После извлечения стопорного кольца, снимаем с оси резиновое колечко.

Теперь без особых усилий можно отделить крыльчатку от рамки, при этом её слегка будут удерживать магниты, которые вмонтированы в корпус крыльчатки.

Снимаем ещё одно резиновое кольцо, с основания оси крыльчатки.

На этом можно сказать, разборка завершена. Очищаем всё от пыли и старой смазки.

Собственно, сама рамка с двигателем.

Так же тщательно очищаем латунную гильзу двигателя от грязи и старой смазки. При желании можете снять плату с обмотками двигателя, правда для чистки и смазки это не обязательно. В моём случае она легко снялась с обоих вентиляторов, но под платой я обнаружил следы клея. Так что возможно у вас так просто не получится её снять.

Собираем всё в обратной последовательности. Резиновые кольца на дно и сверху.

Стопорное кольцо удобно осаживать пинцетом сразу с обоих сторон.

Если вентилятор у вас сильно изношен (шумит, стучит, дребезжит при работе) то лучше сразу заменить такой вентилятор на новый. В противном случае, смажьте ось крыльчатки густой смазкой (солидол и т.д.) перед установкой её на двигатель. У меня же этот вентилятор относительно новый, поэтому я собрал его, а уже потом смазал моторным маслом ибо оно жидкое и всегда заполнит собой все щели.

Подаём иглой масло на кольца и ось крыльчатки, шприц в этом плане незаменим. При этом крыльчатку можно вращать периодически руками, тогда маслу легче будет проникать внутрь. Много лить масла не следует (достаточно 3-5 капель) так как всё лишнее всегда найдёт дырочку и в последствии будет собирать на себя пыль и обрастать мхом или же разлетаться с лопастей по всему системному блоку. Здесь конечно всё зависит от размеров вентилятора, большому нужно больше смазки, ну а маленькому соответственно меньше.

Затыкаем пробку. Если эту площадку для наклейки случайно залили маслом, то нужно протереть её растворителем или уайтспиритом, так как на масло эта наклейка больше не приклеится. Саму наклейку можно заменить скотчем, если старая пришла в негодность.

В принципе с профилактикой всё. Подключаем, проверяем, затем в зависимости от результатов испытаний, устанавливаем в корпус компьютера или блока питания. Или же выбрасываем его и идём в магазин за новым вентилятором, если при разборке окончательно ушатали свой старый вентилятор. Конструкции вентиляторов бывают разные, как на подшипниках скольжения, как в моём случае, так и на подшипниках качения (шарикоподшипник), но общий принцип разборки думаю у них схож.

Послесловие

Недавно попался в руки вот такой вентилятор Gembird диаметром 120мм. Привлёк он моё внимание надписью BALL на защитной наклейке, что переводится вроде как шар, мяч, клубок. После разборки, выяснилось что этот вентилятор собран как раз на шарикоподшипнике. Но его разборка практически ничем не отличается от разборки дешёвого вентилятора, который я разобрал чуть выше в этой теме.

Даже сам подшипник в этом вентиляторе, прекрасно разбирается булавкой. Нужно лишь аккуратно снять с помощью иглы, стопорное кольцо, затем можно извлечь боковую защитную стенку подшипника (пыльник). После чего можно спокойно заниматься профилактикой сепаратора и подшипника в целом, чистить, мыть, менять смазку. В данном случае, подшипник практически идеален, смазки много к тому же она светлая. Если же у вас подшипник сухой и грязный, да к тому же имеется износ (обоймы болтаются так, как будто бы шарики стали меньше), то лучше сменить такой подшипник на новый. Хотя проще а может и дешевле, купить уже новый вентилятор.